РАЗРАБОТКИ
|
Причины и последствия девиантного поведения подростковВ современной действительности, буквально ежеминутно, происходит формирование новых социальных ориентиров, большинство из которых имеют пропаганду в СМИ. Социальные сети вошли в нашу жизнь относительно недавно, но укоренились в ней навсегда. Тяжело представить свою жизнь, без сообщений из различных мессенджеров, прослушивание музыки и просмотр фильмов без различных платформ и кинотеатров. Прогресс не просто постоянно врывается в нашу жизнь, удивляя всякими новшествами, но и подчиняет человечество себе. Люди, абсолютно не представляют свою жизнь без телефонов, телевизоров и других умных устройств, которые в свою очередь могут пагубно влиять на умственное и духовное развитие человеческой личности. Особенно восприимчивы к данному влиянию подростки. Дети подросткового возраста, порабощены миром социальных сетей, они безоговорочно верят всему, что вкладывает СМИ. Если со стороны родителей и близких, которым не безразлична судьба подростка нет должного внимания и контроля к информации, которую ребёнок получает из сети, то интересы ребёнка могут быть подломлены негативом и агрессией. К сожалению, в современных СМИ такая информация не фильтруется и находится у детей в доступе. Изучение причин, способствующих формированию и последующему развитию девиантного поведения у детей подросткового возраста, а также личностных и общественных последствий проявления такового поведения, позволило установить:
Девиантное поведение детей подросткового возраста является серьезной проблемой в современном мире, так как ведет за собой агрессивное, жестокое и экстремизское проявление подростков. Феномен «девиантное поведение» является предметом изучения отечественных и зарубежных педагогов и психологов, таких как, А. Г. Амбрумова, Е. В. Змановская, В. Г. Баженова, К. Ю. Добрина, Э. Дюркгейм и другими. Цель: рассмотреть девиантное поведение детей подросткового возраста в контексте выявления причин и последствий его проявления. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Метод, используемый в исследовании – анализ литературы (позволил рассмотреть несколько определений понятия «девиантное поведение», выявить причины возникновения и проявления девиантного поведения у подростков, проанализировать последствия девиантного поведения у детей подросткового возраста). Термин «девиантное поведение» определяется как поведение, отклоняющееся от нормы, т. е. это действия, поступки, которые отклоняются от общепринятых в социуме нравственных норм и правил, прописанных на законодательном уровне. Ребёнок, который постоянно подвержен влиянию негативной и агрессивной информации, с течением времени сам становится агрессивным, негативно настроенным. Такой подросток находится в зоне риска, проявления девиантного поведения. Значит ли это, что в скором будущем, наше общество обречено на девиантность? Неужели проявления девиантного поведения станет форматом нормы человеческого поведения? Каковы причины проявления девиантного поведения подростков и как избежать такого прогноза для нынешнего и будущего поколений? Для начала давайте разберём, что понимается под девиантным поведением детей подросткового возраста. Затем, рассмотрим причины, повлёкшие проявление девиантного поведения подростков. И в заключении проанализируем какие последствия ждут семьи и общество в целом, девиантного поведения детей подростков. Девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм) поведение - это проявление детьми подросткового возраста поступков или системы действий, противоречащих устоявшимся общественным нормам, канонам. Проявление у подростков агрессии, экспрессивности, вызывающего поведения, самоповреждающего поведения, побегов из дома, постоянных конфликтов с родными и близкими принято называть одним словосочетанием – девиантное поведение. Другими словами это поведение, которое отклоняется от норм, принятых в обществе и соответствующих возрастным категориям. Девиантное поведение может проявляться по разному, в зависимости от этого определяется и вид психического расстройства или его симптома. Диагностировать такие психические расстройства можно при помощи различных психологических методик и приёмов. В подростковом возрасте проведение школьными педагогами-психологами различных социальных психологических тестирований просто необходимо. Именно в данном возрастном контексте происходят изменения в поведении. Не всегда такие изменения ведут к проявлениям девиантного поведения. Но всё же каждый десятый подросток, проходящий социально психологической тестирование находится в группе риска. Причин повлекших проявление у подростков девиантного поведения очень много. Основные причины уходят корнями глубоко в детство, а затем развиваются в «картину» детско-родительских взаимоотношений. Так, например, уход одного из родителей из семьи, обрекает ребёнка, на искаженную картину восприятия взаимоотношений внутри семьи. У ребёнка отсутствует возможность наблюдать правила и нормы общения с противоположным полом, а также идёт постоянный «дефицит внимания». Третьей социальной причиной можно считать работу образовательных учреждений. Неспроста говорят, что школа – второй дом. Очень большую роль в формировании и становлении личности подростка играет социальный институт школы. Именно здесь ребёнок учится находиться в коллективе, отстаивать своё мнение и прислушиваться к мнению других детей и взрослых. Учебно-воспитательные ошибки способны нанести психике ребёнка непоправимый вред. Обратимся к другой категории причин возникновения девиантного поведения у детей подросткового возраста. Такими причинами могут стать отягощенная наследственность (на фоне недостаточного умственного развития или снижения способностей защитных механизмов наблюдается проявление девиантного поведения), патологии нервной системы, особенности пубертатного периода (во время этого периода у детей могут быть проявления агрессии или излишней пассивности, такие характеристики могут быть временными, или стать причиной постоянного проявления девиантности). Педагогами и психологами выделяются несколько классификаций девиантного поведения. Особую популярность получила классификация В. Д. Менделевича. Его классификация основывается на характере проявления девиантности. Самый само разрушительный тип проявления – это делинквентный. Для таких подростков характерны действия незаконного характера, воровство, разбой, насилие. Следующий тип девиантного поведения по В. Д. Менделевичу – это аддиктивный. Для подростков характерны употребление различных наркотических и токсических веществ, с целью принятия «новой», «лучшей"» для них реальности. Патохарактерологический тип девиантного поведения подростков проявляется в обострении отклонений в психическом развитии. Следующий тип девиантного поведения подростков - это психопатологический тип. Подросткам присущи проявления такие же, как у людей страдающих психическими расстройствами. Это могут быть проявления апатии, антипатии, депрессии. Последним, но не менее интересным для изучения, типом девиантного поведения являются – гиперспособности подростков. К этому типу относят все гиперспособности, которые отклоняются от общепринятых норм, ценностей и законов человеческого общества. В подростковом возрасте, особенно ярко выражается дезадаптация ребёнка, данный возраст можно ассоциировать с «протестом», ребёнок ставит себя против всего окружающего мира, его убеждения и личностные потребномти ставятся превыше общественных норм. К обострению подростковой дезадаптации могут привести любые незначительные проблемы, такие как, конфликт со сверстниками, влюблённость, проблемы с обучением, взаимоотношения с родителями и другие. Преодоление таких проблем, всегда требует от взрослого окружения педагогического такта. В период подростковой дезадаптации, в отличие от девиантного поведения, не наблюдается негативного влияния на систему ценностных и нормативных ориентаций личности ребёнка. Несмотря, на возможные проявления агрессии, пассивности и протеста данное поведение не считается девиантным и не требует коррекции специалистов, а ограничивается локализацией проблем внутри семьи. [4]. Причины возникновения девиантного поведения у детей подросткового возраста Проблема проявления девиантного поведения среди детей подросткового возраста стремительно распространяется в современном обществе. Влияние на это оказывает целый ряд причин. Рассматривая каждую причину в отдельности, становится очевидным, что в отдельно взятая причина не является провоцирующей, но в совокупности они способны спровоцировать развитие девиантного поведения. К такого рода причинам относят следующие, возрастные и индивидуальные особенности, общественный кризис, низкий уровень жизни населения. Отечественные и зарубежные педагоги и психологии долгое время объясняют причины массовой девиации детей подросткового возраста. Ч. Ламброзо в своей научной работе «О генетических предпосылках девиантного поведения», выделил психотип криминальной личности. Ч. Ламброзо считал, что данный психотип личности появляется в результате систематических отклонений в развитии человека (отклонения прослеживаются с раннего возраста и до полного взросления человека). К основным причинам проявления девиантного поведения детьми подросткового возраста можно отнести следующие социальные и биологические факторы.
Мы выделили три основных причины возникновения и развития проявления девиантного поведения у детей подросткового возраста. Имеют место быть и другие классификации. Последствия девиантного поведения у детей подросткового возраста Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием, получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Проявление девиантного поведения у детей подросткового возраста не всегда означает серьёзные проблемы или заболевания психики. Нередко, проявляя девиантное поведение, подростки пытаются обратить на себя внимание родителей, учителей, сверстников. Некоторые подростки пытаются таким способом само реализоваться, утвердиться в коллективе подростков, занять лидирующие позиции. Значит ли это, что не стоит обращать внимание на такие проявления? Конечно нет! Любое «антисоциальное» поведение подростка требует незамедлительного вмешательства родителей и педагогов-психологов. Если вовремя не оказать ребёнку помощь, последствия могут быть масштабнее, чем своевременное вмешательство и коррекция. К основным последствиям девиантного поведения подростков можно отнести, следующие:
Очень важно, на каждом этапе взросления ребёнка родителям прорабатывать возникающие проблемы, внутренние страхи и опасения ребёнка. По возможности и необходимости, к работе с ребёнком подключают педагогов-психологов. Своевременное вмешательство родителей и педагогов, поможет избежать проявления девиантного поведения детей подросткового возраста [6]. Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости, Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. Среди поведенческих последствий девиантного поведения могут быть следующие:
Перед нами стояла цель рассмотреть девиантное поведение подростков в контексте выявления причин формирования, а также последствий девиантного поведения подростков. Рассмотрев теоретические основы изучения девиантности подростков, мы выделили следующие причины возникновения: индивидуально-психологические особенности подростков, акцентуации характера, подростковый кризис, негативное влияние группового общения в формировании личности, социально-педагогические причины, а также, школьная дезадаптация. Что касается последствий девиантного поведения, нами был представлен ряд всевозможных последствий, от психофизических, до социальных.
Проявление признаков девиантного поведения у детей подросткового возраста является серьёзной проблемой, требующей безотлагательного вмешательства со стороны взрослых людей (родителей, специалистов). К сожалению, данная проблема набирает обороты в современном мире, пропаганда СМИ и безграничный доступ подростков к информации играют в данном контексте, роль плохого примера. Вовремя выявив причины, характер проявления и конечно же, последствия девиантного поведения, можно избежать проблем для будущей жизни ребёнка в обществе. Всю информацию, содержащуюся в данном исследование необходимо распространять на школьных родительских собраниях, в информационных группах для родителей в социальных сетях. Если родитель владеет информацией, он владеет «ключом» помощи не только своему ребенку, но и любому нуждающемуся в этой помощи ребёнку. Рассмотрев и проанализировав причины проявления девиантного поведения подростков, выявлено, что часть факторов корректируются, за исключением биологических факторов, требующих не только коррекции, но и специализированного лечения. Своевременная коррекция позволяет избежать негативных последствий. Проведя анализ последствий проявления у подростков девиантного поведения, удалось определить важность работы в данном направлении, которая на данном временном отрезке недооценена, изучена в недостающей степени.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены