РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методические рекомендации к проведению уроков делового письма с учащимися коррекционной школы

Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В этом аспекте неоспорима важность и актуальность раздела учебной программы по письму и развитию речи “Деловое письмо”.

"Деловое письмо"является одним из самых сложных уроков для учащихся с нарушением интеллекта, так как возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. А ведь знания и умения, полученные учащимися при работе с деловыми бумагами, очень важны для адаптации и интеграции детей в обществе. Учащиеся должны не просто автоматически заучить образцы заполнения деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать над текстом. Тогда их не будут пугать новые формы документов.

Проблема формирования навыков делового письма у умственно отсталых учащихся обусловлена также трудностями усвоения основных характеристик деловой письменной речи : стандартизация, логичность, аргументированность, информационность, безэмоциональность, наличие реквизитов. Из-за фрагментарности восприятия окружающего мира и низкого качества интеллектуальной обработки получаемой информации, деловое описание умственно отсталых учащихся искажается, адекватность содержания делового письма снижается. Кроме того, их письменные работы недостаточно логичны, зачастую состоят их разрозненных предложений или словосочетаний, не связанных с содержанием конкретной деловой информации.

Задача подготовки учащихся коррекционных школ к самостоятельной жизни в обществе выступает как одна из первостепенных в системе специального образования. Одной из составных частей этой проблемы является формирование у учащихся с умственной отсталостью деловой письменной речи и ее культуры. Особую трудность представляет обучение учащихся с умственной отсталостью навыкам делового письма, что обусловлено спецификой психофизического развития данной категории детей.

В связи с тем, что деловое письмо – это один из видов письменной речи, то и своеобразие формирования навыков делового письма у учащихся с умственной отсталостью обусловлено специфическими особенностями речевого развития и напрямую зависит от особенностей формирования различных видов текстовой деятельности.

Поскольку цель коррекционной школы заключается в обеспечении максимальной личностной и профессиональной самореализации выпускников, то обучение умственно отсталых учащихся навыкам делового письма – это важное направление работы учителя русского языка.

Работа с деловыми бумагами в 5-7 классах проводится в тетрадях по развитию письменной речи. При обучении деловому письму в 8-10 классах следует завести отдельную тетрадь, в которой учащиеся будут записывать образцы деловых бумаг.

Все деловые бумаги, включённые в программу по письму и развитию речи, можно разделить на две группы:

  • 1-я группа – это официально-деловые бумаги, у которых строго регламентировано не только содержание, но и форма (например, адрес на конверте, расписка, анкета и т. п.);
  • 2-я группа – деловые бумаги личного характера (например, письмо родителям, товарищу; заметка в стенгазету, их содержание определяет сам пишущий.

Большинство деловых бумаг, с которыми знакомятся умственно отсталые учащиеся, относятся к 1-й группе. Их содержание должно отвечать требованиям лаконичности и чёткости. Это, в свою очередь, определяет особенности отбора языковых средств: преимущественное использование слов в прямом значении, использование предложений с прямым порядком слов, отсутствие эмоционально-оценочной, разговорной и просторечной лексики, а также некоторые другие.

Деловые документы составляются обычно по особой форме, причем им свойственны:

  1. Предельная ясность и точность речи,
  2. Логичность и краткость изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.)

Обучение написанию деловых бумаг носит в основном репродуктивный характер учебной деятельности, который имеет целью усвоение учащимися с умственной отсталостью готовых знаний и образцов деятельности. Соответствующими данному виду деятельности методами обучения являются объяснительно-иллюстрированные, которые предполагают информационный характер передачи знаний учащимся (объяснение, иллюстрация изучаемых процессов конкретными примерами и другими формами наглядности).
Учитель показывает образцы деловых бумаг, объясняет их значение, учащиеся оформляют деловые бумаги по образцу с учителем, затем оформляют индивидуально, самостоятельно, т. к. при использовании объяснительно-иллюстративных методов обучения деятельность ученика осуществляется вслед за деятельностью учителя. Положительно в нем то, что, следя за ходом рассуждения учителя, учащиеся приобретают первый опыт теоретического мышления с последующей практической деятельностью. Знакомя учащихся с той или иной деловой бумагой, следует дать им представление, в каких ситуациях она применяется и какое имеет значение.
Каждый вид деловой бумаги имеет свою установленную форму и учащимся надо её усвоить.

Работа над деловым письмом осуществляется в несколько этапов:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

Подготовительный этап- постановка проблемной задачи. Моделирование различных, реально существующих ситуаций, анализ которых позволяет уяснить необходимость использования той или иной бумаги, её целевое назначение.

Основной этап - композиционный, лексический, стилистический анализ готового образца. Выполнение учащимися лексико-стилистических, синтаксических, логических упражнений.

Редактирование готовых текстов. Составление под руководством учителя деловых и творческих бумаг.

Заключительный этап - самостоятельное выполнение различных работ, имеющих практическое значение для каждого ребенка. Совершенствование написанного.

Сначала школьники знакомятся с образцами изучаемой деловой бумаги, которые предлагает учитель. При этом учителем даются соответствующие пояснения. Например, рассматривая образец заявления, учащиеся должны обратить внимание на расположение его частей: обозначение, куда и кому заявление адресуется, от кого оно подается, изложение сути заявления, подпись. Необходимо отметить, что текст заявления пишется достаточно кратко и ясно: сначала излагается существо дела, а затем уже необходимые детали. Знакомясь с анкетой, учащиеся обращают внимание на характер вписываемых в неё ответов, которые формулируются кратко.

Упражнения в оформлении деловых бумаг следует связывать с жизненными потребностями учащихся. Например, учащиеся пишут заявление о своем желании поступить в техникум, на работу, доверенность в получении почтового перевода и т. д. Подобные мероприятия придают конкретный смысл упражнениям в составлении деловых бумаг и помогают усвоить их практическое значение.

Серьёзное значение в освоении учащимися с умственной отсталостью делового письма приобретает методически грамотно организованная словарная работа. Учитывая основные недостатки лексической стороны речи учащихся с умственной отсталостью (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным, работа при обучении учащихся деловому письму предполагает реализацию следующих задач работы над словарем.

1. Обогащение словаря.

2. Уточнение значений слов, усвоенных учащимися, но употребляемых не вполне верно.

3. Активизация словаря.

На уроках делового письма, где языковой и речевой материал подбирается с учетом обработанности значения слов, главной задачей является уточнение семантического значения слова, введение в активный словарь учащегося. Данные уроки нацелены на уточнение фонетического состава слова, на усвоение его орфографии, на отработку умений сочетать его с другими словами на практике, пользоваться законом взаимодействия значения слова и грамматической формой.

Работая над словами по теме делового письма, можно выполнить ряд словарно-грамматических упражнений (подбор однокоренных слов, антонимов, синонимов, с новым значением предлагая словообразовательные морфемы. Необходимо вновь вводимые слова, уточненные по значению, включать в предложение, неоднократно употреблять в тексте. Эти два вида заданий важны для введения слова в процессе общения, так как именно предложение и текст являются единицами коммуникативного уровня. Эту работу необходимо включать в словарную работу на уроках письма и развития речи не только на уроках делового письма. Так, например, работая на уроках делового письма по теме «Средства связи», необходимо проводить словарную работу над словами: письмо, конверт, адрес, почта, телеграмма, телеграф, почтальон, индекс и т.д.

Техника делового письма учащихся с умственной отсталостью должна быть отработана учителем до автоматизма, т.к. у умственно отсталых детей нарушены все виды памяти, и долго хранить информацию они не могут. Поэтому эта работа должна проводиться последовательно и совместно учителями русского языка, социально-бытовой ориентировки, воспитателями, социальным педагогом, что окажет выпускникам необходимую помощь в дальнейшей социальной адаптации.

Таким образом, уроки делового письма, с одной стороны, способствуют развитию мышления (краткая и точная формулировка мыслей, последовательность их изложения, с другой – направлены на развитие речи (адекватный отбор лексики, правильное построение предложений) учащихся с умственной отсталостью.

Вся работа по составлению деловых бумаг, их заполнению ведется в специальных тетрадях. В тетради учащиеся записывают названия всех видов деловых бумаг, план составления делового документа и образец заполнения. Также в течение года учащимся предоставляется возможность создания собственных творческих работ разных жанров делового общения.

Такая тетрадь в дальнейшем становится для учащихся своеобразным справочником. Работая в ней, школьники осваивают не только сам процесс составления того или иного документа, но и умение писать его по форме.

Систематический контроль ведения рабочих тетрадей с оформлением бумаг делового характера, служит индикатором успешности образовательного процесса, а в будущем успешной адаптации во взрослой жизни.

Вместе со свидетельством об окончании школы выпускники получают свои тетради по "Деловому письму" и в дальнейшем используют их в своей жизни.
В свои уроки по данному разделу я включаю специальные коррекционные задания, направленные на практическую подготовку детей, способствующую социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся. На данных уроках в качестве учебного пособия использую рабочую тетрадь « Деловое письмо» А.М.Шехиревой.

Виды коррекционных заданий

ТЕМА: "АДРЕС"

Соедините стрелками правильные учреждения.

Конверт                302000
Марка                   праздничное поздравление
Бандероль           это пакет из бумаги для письма
Открытка              оплата услуги почты по доставке нашего письма
Индекс города Орла              небольшая посылка

Запиши адрес в правильной последовательности.

Павловой Ольге Петровне, ул. Мичурина, д.43, Россия, г. Брянск, 241047
ТЕМА: "ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА"
Прочитай поздравление, расположи по плану.

Дорогая бабуля!
Поздравляю тебя с днём рождения! Желаю тебе крепкого здоровья, долгих лет жизни. Я тебя очень люблю!
15 сентября 2020 г. Твоя внучка Галя.

1. Обращение ___________________
2. Поздравление _________________
3. Пожелание ___________________
4. Подпись ______________________
5. Дата _________________________
Напишите несколько комплиментов для имениников, используя следующие конструкции.
Ты очень _______________ человек.
Какой ты _________________.
Меня очень восхищает твоя (твоё) _______________.
Для меня ты образец ____________________

ТЕМА: "ОБЪЯВЛЕНИЕ"

Задание. Устрани смысловые неточности в текстах объявления, запиши верный вариант.

Объявление

17 сентября состоится автобусная экскурсия

/Необходимо отметить: время проведения мероприятия, кому адресовано объявление, место сбора, кем написано/

Объявление
Пропала собака: большая, вся черная
Вознаграждение гарантируется
/Необходимо отметить: особые приметы, породу, адрес владельца/
ТЕМА: «ТЕЛЕГРАММА»
Задание. Прочитайте текст телеграммы. Составьте и запишите верный текст, убрав лишние слова или добавив нужные.
Телеграмма
Здравствуй, Ирина!
Наша бабушка тяжело заболела. Лекарство не помогает. Нам бы очень хотелось, чтобы в это трудное для нашей семьи время, ты была рядом с нами.
Любящая тебя мама.
Телеграмма
Я возвращаюсь домой из санатория в середине августа. Поезд №67, последний вагон Встречайте меня на перроне.
Ваша дочь Лариса.
ТЕМА: "РАСПИСКА"
Задание. Прочитайте текст. Исправьте допущенные неточности. Запишите верный вариант.
Расписка
Я, Сидорова Мария, получила деньги от учителя на покупку цветов для кабинета истории.
Сидорова

Обязательным является применение дифференцированного и индивидуального подхода, который обусловлен различным уровнем речевого и психофизического развития учащихся, и в первую очередь, степенью сформированности коммуникативных умений. Это осуществляется путем подбора индивидуальных заданий, что дает возможность варьировать их содержание, выбирать адекватные приемы работы с каждым школьником.

Результатом целенаправленной системной работы по коррекции письменной речи учащихся с ОВЗ является то, что у выпускников повышается уровень грамотности при написании и оформлении бумаг официально-делового характера, появляется опыт делового общения, ломается стереотип неуверенности в себе, а вместе с этим успешно решается проблема социальной адаптации и интеграции в социуме.

Список литературы
1. Аксенова А. К., Ильина С. Ю. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта. – М. : Просвещение, 2011. – 335с.
2. Безус С. Н. Деловое письмо как средство расширения лингвистической компетенции учащихся старших классов средней школы//Человек и общество : на рубеже тысячелетий. Междунар. сб. науч. трудов. - Воронеж, 2003. – С. 293-297.
3. Веселов П. В. Аксиомы делового письма, культура делового общения и официальной переписки. – М. : ИВЦ «Маркетинг», 2003. – 74 с.
4. Громова Н. М. Обучение деловой письменной речи (англ. яз., неязыков. вуз): Автореф. дис.. канд. пед. наук. – Москва, 1993. – 26 с.
5. Знаменщикова С. К. Формирование навыков делового письма у обучающихся с нарушением интеллекта / В кн. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 27 марта 2014 года. / ред. С. В. Соловьева. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО "ИРО", 2014. – 334 с.
6. Медведева Н. Е. Практическое пособие по развитию навыков деловой письменной речи. – М. : Либроком, 2010. – 216c.
7. Щерба Л. В. Обучение написанию деловых писем // Научный вестник. – 2006. - С. 13-35.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены