РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Наглядный материал на уроках математики для детей с ОВЗ

Светлана Владиславовна Беляева

Для успешного обучения детей с ОВЗ необходимо с первых же дней школьной жизни пробудить у них интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать познавательную деятельность.

В моём классе большинство детей с ОВЗ. И я считаю, что уроки математики в таком классе должны предполагать использование большого количества наглядности для упрощения восприятия материала, чтобы обеспечить обогащения детей математическими знаниями.

Свои уроки я строю таким образом, что:

  1. Каждый урок - продолжение предыдущего.
  2. Даю задания, идущие от простого к сложному.
  3. Постоянно поддерживаю у ребенка уверенность в своих силах.

В своей работе на уроках математики я использую:

  • Различные математические игры, пазлы или головоломки помогут развивать логическое мышление.
  • Работа с конкретными предметами использование счетных палочек, карточек с числами поможет детям лучше понять математические операции и освоить их.
  • При решении примеров, для детей, испытывающих трудности в вычислениях, можно использовать линейку.
  • В начале урока математики обязательно провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания.
  • Устный счет, очень важен, он развивает внимание и память. Лучше проводить его в игровой форме, которая повысит их внимание и интерес детей.

Самым эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация.

Это различные памятки-инструкции, в которых показаны последовательность действий при решении задач, уравнений, трудных случаев умножения и деления.
Памятки помогают правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ.

Все слова задачи должны быть понятны ученикам, особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин: столько же, поровну, одновременно и др.
Для пояснения ситуации использую наглядные действия или чертеж, учу находить ключевые слова, данные, которые выделяются жирным шрифтом или подчеркиванием.

Работа с разными форматами задач

  • Включение разнообразных форматов задач (устные, письменные, схематические и т.д.) позволяет развивать различные математические навыки и умения.
  • Использование реальных примеров из жизни. Применение математических понятий и операций на практике помогает ученикам понять, как математика связана с реальным миром и придает задачам практическую значимость.
  • Коллективное решение задач. Решение задач в группе позволяет обмениваться идеями, способствует развитию коммуникативных и аналитических навыков, ученики могут учиться друг у друга.

Бланковая работа

Некоторые обучающиеся с ОВЗ имеют сложности с записью, правильным оформлением работ.
Ребята работают медленно, тратя больше времени на запись, нежели на само задание.
В таких случаях целесообразно давать детям подготовленный бланк, где ответ предполагается в более простой форме записи.

Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.

Для активности восприятия геометрического материала больше внимания уделяю практической деятельности со средствами наглядности.

Виды практических заданий должны быть разнообразными (перегибание листа бумаги, моделировании из палочек, преобразование одной фигуры в другую и т.д.).
Необходимо использовать прием сравнения.

Все наглядные материалы должны сопровождаться голосом учителя, однако высказывания должны быть краткими и четкими, ведь информация у детей ОВЗ усваивается в малом объеме.

Способы адаптации учебного материала

  • Упрощение инструкции к заданию
  • Индивидуализацию стимульных материалов
  • Дополнительную визуализацию
  • Сокращение объёма заданий, при сохранении уровня их сложности
  • Упрощение содержания задания

Увеличенные изображения

  • Предоставление увеличенных изображений для более легкого восприятия.
  • Работа с увеличенными картинками для более детального рассмотрения математических концепций.

Рабочие листы

Использование рабочих листов на уроке не осуществляет цель – запомнить или заучить конкретный учебный материал. Они предусмотрены для самостоятельной работы, в ходе которой учащиеся приходят к новым знаниям или закрепляют полученные. Рабочий лист содержит конкретную инструкцию, которая рассчитана на активную работу с ним. В основном, рабочие листы используются при групповой работе, но может быть применена и в парной, и в индивидуальной работах. В зависимости от типа урока требования к оформлению рабочих листов различные.

Заключение

Для эффективного обучения детей с ОВЗ важно формировать познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Ведь каждый ученик уникален и имеет свой индивидуальный стиль обучения. Поэтому важно предлагать разнообразные приемы и методы работы, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и достигать успехов в математике.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены