РАЗРАБОТКИ
|
Коррекция нарушений просодической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартриейБарашева Алёна Юрьевна В последнее время прослеживается тенденция роста количества детей дошкольного возраста, имеющих те или иные речевые нарушения. Одним из наиболее распространённых речевых нарушений в логопедической практике является стёртая дизартрия. Изучением особенностей детей со стёртой дизартрией занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи. Среди них можно выделить Е.Ф. Архипову, И.Б. Карелину, Л.В. Лопатину, Е.Ф. Соботович и других. Термин «стёртая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая описывает проявления «стёртой дизартрии» как лёгкие (стёртые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. Она отмечает, что такие дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют. При этом у детей со стёртой дизартрией выявляется своеобразие нарушений артикуляционных движений: при ограничении движений языка и губ наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. Вялость и приблизительность движений характерны для одних случаев, а в других — неточность движений объясняется гиперкинезами языка [6]. Нарушения просодической стороны речи детей со стёртой дизартрией проявляются в специфических особенностях её компонентов. Отмечается достаточное сильное снижение интонационно-выразительной окраски речи. Нарушается голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Так же характерными для стёртой дизартрии являются нарушения тембра и темпа речи. При рассказывании стихотворения речь ребёнка монотонна, а со временем делается и вовсе непонятной, и до того достаточно тихий голос угасает. У детей же со стёртой дизартрией эти компоненты нарушены. Речь таких детей монотонна и не ритмична. В зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения изменяется тембр, высота голоса, темп речи. В связи с преобладанием процесса возбуждения, голос становится высоким, крикливым. Отмечается ускоренный темп речи. И, наоборот, при преобладании процесса торможения темп речи детей становится замедленным, голос тихим, немодулированным [1]. В связи с этим речь детей со стёртой дизартрией становится неразборчивой, невнятной и невыразительной. Такая речь никак не может располагать к становлению речевого общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, мы видим необходимость коррекционной работы по преодолению нарушений просодики у детей со стёртой дизартрией. Работа по коррекции нарушений просодической стороны строится по таким направлениям как:
В настоящее время существуют разные подходы к коррекции нарушений просодической стороны речи, а именно:
Таким образом, изучив литературные источники, освещающие поставленную проблему, можно сделать вывод о том, что необходимо проводить работу по коррекции нарушений просодической стороны речи у дошкольников, в силу того, что она является важной в становлении коммуникативной сферы. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены