РАЗРАБОТКИ
|
Формирование социальной и жизненной компетенции детей с отклонениями в развитииЛузан Галина Викторовна, В современной ситуации возросли трудности социальной адаптации выпускников специальных школ, что вызывает необходимость совершенствования трудового обучения как важнейшего компонента подготовки к самостоятельной жизнедеятельности. Вспомогательная школа должна подготовить выпускников для работы на производстве, решить вопрос их трудоустройства и включения в трудовую жизнь, а для этого необходимо создание непрерывного профессионального образования детей с отклонениями в развитии. В нашей школе на протяжении многих лет сложилась система обучения столярно-плотницкому, швейному делу, растениеводству и строительному профилю. В течении пропедевтического периода трудовой подготовки (4-6 кл.) устанавливаются типологические особенности учебной и трудовой деятельности учащихся и определяются возможности обучения школьников той или иной профессии. Медико-психолого-педагогическая комиссия школы на основании индивидуальной характеристики, данной учителем труда и классным руководителем в конце учебного года, уточняет вид трудового обучения и определяет учебно-трудовую группу по профилю. Начальная профессиональная подготовка в нашей школе успешно реализуется, т. к. созданы оптимальные условия для реабилитации учеников. Так, профильные группы по швейному делу имеют мастерские, оснащённые необходимым современным оборудованием, набором индивидуальных инструментов и принадлежностей. Учебные планы и программы созданы на основе базовых, т.к. включены разделы: «Экономика», «Профессиональная этика», а также «Производительный труд», которые позволяют освоить навыки по основному профилю, являются базой для получения профессионального образования детей с ограниченными возможностями, а также расширения своих познаний по другому направлению. Ученицы усваивают необходимые в быту и посильной трудовой деятельности знания и умения по швейному делу, формируются общетрудовые умения, доступном этому контингенту учащихся. Это возможно в связи с тем, что в школе имеется производственная база: швейный и раскройный цеха, склад готовой продукции, налажена система реализации швейного товара. В 7-9 классах организована производственная работа. Учитель оформляет заявку для получения готового кроя из раскройного цеха, где указывает наименование, количество и срок получения. В наименование включается крой постельного белья, спецодежды, полотенец, и др. Мы стремимся, чтобы процесс обучения вызывал интерес у учащихся и воспитывалось уважение к труду. Дети знакомятся с производственным процессом: наблюдают работу раскройного цеха, видят современные машины в работе, получают готовый крой, сдают ими сшитые изделия на склад, знают требования к готовой продукции. На уроках, отведённых для пошива по готовому крою, дети осваивают приёмы и способы работы, применяют полученные знания и умения на практике. Формируются прочные навыки культуры труда, подразумевающие соблюдение требований к организации рабочего места, техники безопасности, ориентировка на требования к качеству выполнения задания, дисциплинированность и ответственность. За каждым учеником закреплена машина, имеются все необходимые принадлежности. Ведётся учёт готовой продукции, в конце каждой четверти подводится итог. Вывешивается экран соревнований. Эта работа позволяет постепенно преодолевать экономические трудности умственно-отсталых подростков, развивать экономическое мышление и экономическое сознание, а значит - формировать социальную компетентность личности и более эффективное вхождение в социум. Второе направление в системе профессионального образования нашей школы, направленное на формирование социальной и жизненной компетенции, является организация профессиональной подготовки будущих выпускников, которым необходимо углубить и обобщить уже полученные знания для наиболее успешной интеграции в новую среду и адаптацию к ней. Ученицы 10-11 классов проходят обучение в швейном цеху школы. Они овладевают профессиональными навыками, позволяющими после окончания школы приступить к самостоятельному труду. Производственный период трудовой подготовки начинается с организации конкретных рабочих мест, закрепления наставников. Дети получают инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии, правилам пожарной безопасности. Ученики расписываются в журнале и принимают на себя ответственность за соблюдение правил жизненной безопасности. Согласно учебному плану, на производительный труд и производственную практику в 10-11 классе отводится 217 часов, что составляет 40% от общего количества часов. В конце учебного года 11 класса по результатам производственной практики учащиеся приказом по школе допускаются к Государственным экзаменам. Экзамен проводит квалифицированная комиссия, в состав которой входит мастер производственного обучения ближайшего ПУ №30, учитель, технолог швейной фабрики города, администрация школы. В соответствии с результатами экзаменов, учащимся может быть присвоена квалификация «Швея второго разряда». К концу обучения в школе учащиеся, успешно усвоившие программу, социально адаптируются, у них вырабатывается необходимая критичность и правильная самооценка, становится более серьёзным отношение к процессу обучения в школе. Третьим направлением в системе профессионального образования мы считаем трудоустройство или дальнейшее обучение воспитанников. Трудоустройство выпускников в нашей школе отслеживается в течение 3 лет. Ежегодно социальный педагог посещает семьи, рабочие места, узнаёт, чем занимаются выпускники, какую работу выполняют, контролирует отношения в коллективе, узнаёт о комфортности молодого специалиста на рабочем месте. Если существует необходимость, школа выходит с ходатайством на предприятие о принятии на работу того или иного выпускника, даёт характеристику, помогает руководству предприятия найти подход к юноше или девушке, если возникают проблемы или разногласия. В большинстве случаев выпускники школы уже до её окончания знают, где они будут работать, т.к. получаемая в школе профессия ориентирует учащихся и их родителей, где и чем будут заниматься выпускник. Зачастую, находясь на практике, выпускник школы получает приглашение от руководства предприятия о приёме на работу. Так, на данный момент в школе работают 4 выпускницы в швейном производстве. Дети с достаточно сохранёнными психическими возможностями продолжают образование в условиях профессионального училища. Адаптация в стенах школы подготовила учащихся к самостоятельной жизни, интеграции в общество. Выпускницы имеют возможность и получают вторую специальность. Так, девочки поступили на курсы парикмахеров, учатся в ПУ на поваров, одна выпускница работает в швейном центре «Профис» в Краснодаре. Результаты социализации выпускников говорят о том, что вопросу подготовки учащихся к самостоятельной интегрированной жизни, к формированию социальной компетенции уделяется особое внимание, а школа создаёт оптимальные условия для реабилитации. Литература:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены