РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Как помочь неговорящему ребенку общаться. Пиктограммы.

Все дети разные. В настоящее время растёт количество детей имеющие тяжёлые множественные нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями. Встал вопрос о необходимости поиска наиболее эффективного пути обучения таких детей с учётом их индивидуальности, степени нарушения и функциональной зависимости.

По своей природе человек является частью общества и когда происходит вынужденная изоляция детей в маленьком возрасте, так называемые «Дети-Маугли», эти факты показывают нам, что уже никогда такие дети не становятся полноценными людьми: не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения и поведения, рано погибают.

Ребёнок с двигательными нарушениями, как и любой другой ребёнок, может развиваться и активно взаимодействовать с окружающим его миром. Жизнь ребёнка с церебральным параличом выглядит примерно так: с самого рождения много времени проводит в больницах и реабилитационных центрах, а потом учится в специальном интернате.

С момента рождения маленький ребёнок любую свою потребность удовлетворяет с помощью взрослого, т. е. включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Происходит его социализация. Ребёнок усваивает знания об обществе, общественных отношениях, социальных ролях и статусах, нормах и правилах поведения. Он приобретает различные умения и навыки, которые способствуют его интеграции в обществе. Особую роль в социализации и социальной адаптации ребёнка отводится освоению им речи.
Развитие речи у ребёнка – процесс длительный и сложный, в котором он учится владеть формами этого языка, в атмосфере которого он развивается. Вместе с языком ребёнок усваивает и осознает роль человека в окружающем мире.

С детьми у которых такое заболевание как ДЦП, но которые могут хоть как-то говорить, пусть не правильно, не внятно, непонятно, с трудом справляющимися со своими дефектами и трудностями, работают логопеды. Но есть дети, которые лишены такой возможности, у которых тяжёлые моторные и сенсорные расстройства речи. У них отсутствуют и коммуникативные навыки, что ведёт к полной социальной изоляции и усугубляет их психофизическую зависимость. И вот с целью преодоления описанных сложностей такого ребёнка возможно использовать в коррекционной работе альтернативные общепринятые средства коммуникации, к которым можно отнести пиктографические коды (пиктограмма).

Альтернативными называются все неголосовые (невербальные) системы коммуникации, такие как жесты, графические символы, предметные символы, рисунки.

Пиктогра́мма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Пиктограмма – это символ, который передаёт информацию об объекте с помощью иллюстрации. Пиктограмма – это форма письма, в которой смысл передаётся через рисунок.

В современном мире широко применяется принцип пиктограмм: международные знаки и символы, обозначающие дорожные знаки; виды спорта; условные обозначения на ярлыках одежды; в системе знаков программ компьютера и т.д. Пиктограммы могут быть классифицированы на многие категории в соответствии с предметом, который отражают.

Использование пиктограмм в работе с неговорящими детьми с ДЦП имеет цель наладить коммуникацию с ними, пробудить и актуализировать восприятие и понятийные возможности ребёнка, активизировать его невербальный интеллект.

Это эффективное средство развития их психических процессов (таких, как функции анализа, сравнения, обобщения, логического мышления).

Коррекционные занятия с использованием пиктограмм способствует побуждению и развитию когнитивных возможностей ребёнка с ДЦП, стимулируют и активизируют их деятельность, в том числе и коммуникативную. Опора на «графический» язык помогает быстрее развивать импрессивную речь ребёнка, что создаёт благоприятные предпосылки для формирования зачатков его экспрессивной речи.

Конечно основное предназначение пиктограмм - полная замена речевого общения для детей с тяжёлой формой дизартрии, аллалией, РАС, интеллектуально сохранных и имеющих коммуникативную потребность.

Использование альтернативных педагогических средств, в зависимости от особенностей конкретного случая позволяет достичь трёх основных задач.

  1. Подготовка к социализации: понимание многочисленных обращений из контактов из внешней среды (в общественных местах, в быту, в магазине и т.д.). Кто не может усвоить азбуку, с успехом могут пользоваться этим способом.
  2. Поддержка экспрессивной речи. Пиктограмма позволит уменьшить усилия, предпринимаемые ребёнком для концентрации слухового внимания и запоминания, необходимые для устного общения.
  3. Собственно введение в азбучное чтение. С помощью коммуникации можно научится оперировать символами, являющимися основой для письма, что в дальнейшем позволит заменить речевой код графическим изображением, подчиняющимся специфическим требованиям пространственно – временного характера. Однако есть существенная разница между азбучным и идеографическим чтением.

Каждая пиктограмма представляет собой, одно слово. При идеографическом чтении служебные части речи (союзы, предлоги и т.д.) из-за сложности их графического изображения присоединяются к тому слову, с которым связаны.

Например: /Мама/ /пошла/ /в магазин/.

Пиктографический код – если не обязательный этап к азбучному чтению, то по крайней мере, может быть переходным к нему.

Ребёнку страдающему ДЦП чем раньше будут предоставлены альтернативные способы для общения и выражения себя, тем успешнее он наладит контакт с окружающим его миром, что в конечном итоге будет способствовать его социализации.

Информацию подготовила:
учитель-дефектолог
ГАУ реабилитационного центра г.Кумертау
Гаетбаева М.А.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены