РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование языкового анализа и синтеза у школьников с дисграфией

Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся. Она является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка. Самые распространённые ошибки при дисграфии: ошибки языкового анализа и синтеза, фонематические ошибки, аграмматические ошибки, оптические ошибки.

Можно отметить, что ошибки языкового анализа и синтеза встречаются в диктантах всех учащихся, страдающих нарушением письма. Это:

  • нарушение границ предложения,
  • слитное написание предлогов с другими словами,
  • слитное написание слов,
  • слитное написание союза с другим словом (истала бегать),
  • раздельное написание частей слова (белочка вы бежала из клетки),
  • пропуски букв согласных звуков в середине и конце слова,
  • пропуски букв гласных звуков в середине и конце слова,
  • пропуски слогов прила (пролила),
  • добавление букв согласных звуков однаждый (однажды),
  • пропуски слов.

В учебном году, согласно обследованию учащихся 5-х классов на начало учебного года встречались все выше перечисленные ошибки, на конец учебного года отсутствовали следующие ошибки: слитное написание слов, слитное написание союза с другим словом, пропуски слогов, добавление букв согласных звуков, раздельное написание частей слова, нарушение границ предложения, пропуски слов.

Особое внимание следует уделить рассмотрению ошибок на пропуски мягкого знака в конце и середине слова. Эти ошибки обусловлены не только недоразвитием фонематического слуха, но и несформированностью фонематического анализа и синтеза, так как мягкость согласных в этом случае, обозначается отдельной буквой. Поэтому в процессе коррекционной работы необходимо предъявлять задания, как на формирование умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные в различных речевых единицах, так и на формирование умения обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака, устанавливать количество и последовательность звуков и букв в словах с мягким знаком, а также формировать представление о разделительном мягком знаке.

Использование учителями на уроках специальных заданий по развитию языкового анализа и синтеза, а также систематические занятия логопеда по устранению дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи, способствуют уменьшению количества ошибок языкового анализа и синтеза, улучшению качества письма школьников с дисграфией. Наиболее высокий результат достигается в том случае, если параллельно обогащать и уточнять пассивный и активный словарь детей, работать над коррекцией грамматического строя речи, развивать фонематический слух и восприятие.

Развитие языкового анализа и синтеза делится на 3 основных этапа: развитие лексико-синтаксического анализа, развитие слогового анализа и синтеза, развитие фонематического анализа и синтеза. Для каждого этапа предлагаются специальные задания, которые можно использовать на уроках.

Развитие лексико-синтаксического анализа.

1. «Придумай предложение». Схемы предложений: подлежащее+сказуемое, подлежащее, сказуемое, второстепенный член.

2. «Текст». Определи границы предложений. Надвинулась тёмная туча ясное солнышко скрылось сверкнула молния полил дождь.

3. «Сосчитай-ка». Что лишнее?
- Бабушка купила репу, лук, морковь, ромашки.
- Продавец продаёт апельсины, мандарины, бананы, картофель.
- Мальчик рисует автобус, троллейбус, трамвай, велосипед.
- Зимой Саша носит шапку, шубу, сапоги, сандалии.

4. «Соедини слова в предложения». Предлагается лексический материал.

  • Собирает, девочка, ягоды.
  • Распустились, тюльпаны, красные.
  • Ласточки, поют, песню, красивую.
  • Коля, пушистого, кормит, котёнка.
  • Поют, дети, весёлую, песню.

5. «Подбери к слову-предмету слово-признак». Предложения: цветёт мак, цветут маки, бегает цыплёнок, бегают цыплята, зреет помидор, зреют помидоры, стоит дом, стоят дома, созрел огурец, созрели огурцы.

6. «Увеличь предложение». Предложения: Альпинисты взошли на вершины. Дети любят волшебников. В лесу ребятишки видели зверей. Над волнами летают чайки. Мы любовались цветами. СЛОВА: полевые, морские, добрые, высокие, дикие, крупные.

7. «Вставь пропущенное слово». Предложения: Дети повесили кормушки….берёзе. Лена дружит… Катей. Яблоко упало … яблони. Земляника растёт…поляне.

8. «Составь предложение из слов». Бабушка, в, гуляет, парке. Играет, ребёнок, лошадкой, с. Стоят, в, дома, городе. Юра, с, дружит, Петей.

9. «Составь предложение». Схема предложения: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены с предлогом или без предлога. Подлежащее и сказуемое. СЛОВА: горка, мальчик, с, на, катался, лепил, снежная, снег, сугробу, лыжи.

10. «Соедини слова в предложения». Растут цветы, под ногами, висит ковёр, над нами, мошкара вилась, брату, мальчик читает книгу, к берегу, лодка плыла, на зелёной полянке, листья шуршат, над кроватью.

Развитие слогового анализа и синтеза.

1. «Танец гласных звуков»

Схема гласных звуков (на применение одного с отсутствием преграды), схема согласных звуков (на применение одного с образованием преграды).
Движения. Сопровождающие произнесение гласных звуков:

  • Звук «А» - исходное положение – руки вытянуты вперёд и на уровне груди образуют круг. При длительном произношении звука «А» руки плавно разводятся в стороны, кисти рук остаются округлёнными.
  • Звук «О» - исходное положение – руки опущены по бокам, мизинцы прижаты к туловищу. При длительном произнесении звука «О» руки плавно поднимаются вверх, кисти рук округлены. Руки над головой образуют овал.
  • Звук «У» - исходное положение – руки согнуты в локтях, локти приподняты, пальцы одной ладони соединены в кольцо (пальцы согнуты и соприкасаются с большими пальцами), пальцы другой ладони плотно обхватывают «кольцо» - получается воображаемая труба. «Труба» приближена ко рту. При длительном произнесении звука «У» руки медленно разгибаются в локтях, пальцы остаются в исходном положении. «Труба» удаляется изо рта.
  • Звук «Ы» - исходное положение – руки согнуты локтях, локти приподняты, ладони расположены на уровне груди, ладонь одной руки находится на тыльной поверхности другой. При длительном произнесении звука «Ы» руки с напряжением медленно разгибаются в локтях и опускаются вниз. Кисти остаются в исходном положении.
  • Звук «Э» - исходное положение – руки вытянуты вперёд, разогнуты в локтях и напряжены, ладони и пальцы рук, соприкасаясь друг с другом, образуют «лодочку». При длительном произнесении звука «Э» руки плавно сгибаются, пальцы остаются в исходном положении, «лодочка» приближается к груди.

2. «Сыщики». Придумать слова с данными слогами. Слоги: ос, ем, уж, аж, са, мо.
Придумать предложения с данными словами. Слова: аист, утки, ус, на, мак, волк, сад, пар.

3. «Сыщики». Даются слова: ум, на, волк, стол. Он, рот, суп, сыр, сто, ус, лук. Кран. Схемы: 1.о-. 2-о. 3-о-. Задание: найти слова, в которых буква –о- стоит в данной позиции.

4. «Дирижёры». Слова: столы, крыша, коты, лапа, лужа, машина, сапоги. Можно использовать предметные картинки.

5. «Музыканты». Слова: муха, лодка, рама, крыса, сахар, рыба, сады, машина, ракушка, рукава, молоко, рубашка, луноход, банты, собака, диваны. Можно использовать предметные картинки.

6. «Найди слово». Предметные картинки с изображением полки, окон, рыбы, утки, ложки, крыши. Графические схемы: -о-, о-а, -о-а, -ы-а. Предметные картинки с изображением сома, мака, лука, рта, глаза, круга. Гласные буквы: о, а, у, ы.

7. «Придумай слово». Графические схемы:
-а-о-. –у-. –а-у-и.
-о-. –а-. у-а -у-и.

8. «Сосчитай-ка». Слова: лужайка, лампа, краски, бумага, картон, паста, банка, зубы, кактусы, домик. Посчитать количество звуков в слове.

9. «Раздели слова на слоги». Слова: киты, арбузы, кошки, картонка, бумажка, ласты, гуси, шторы, порт, луг, двор, насос, слон.

10. «Составь слово из слогов».

А. Слоги:

  • па, ла
  • ка, дос
  • ты, мос
  • ки, жу
  • зы, ко
  • ки, тан
  • ко, дил, кро
  • ры, ков
  • ры, шпо
  • та, кан, ра

Б. Слоги:

  • ку(сок),
  • бру(сок),
  • голо(сок),
  • поя(сок),
  • но(сок),
  • ви(сок),
  • коло(сок),
  • воло(сок).

11. «Составь слово из слогов».

Лексический материал:

  • Но (ра, ги, чи, жи).
  • Бу (сы, тон, ран, кет).
  • Гу (ба, бы, си, док, на).
  • Му (сор, ха, са, хи, ка).

12. «Вставь пропущенные слоги».

Лексический материал:

  • са-по…
  • га-ло…
  • ко-жу…
  • ра…та
  • мо…зы
  • ру…ха
  • …жа-ма
  • …ро-ма
  • …пус-та.

13. «Измени слово».

Слова: мост крот, кран, куст, глаз, стол.

Из букв каждого слова составить другое слово.

14. «Назови самый громкий слог».

Слова: Лида, Вова, роза, липа, рыба, сани, кони, рука, нога, гора, сова, пила, коза, тазы, сады.

15. «Разгадай ребусы»

16. «Выдели ударный слог».

Слова: азбука, рукав, гномы, почки, стужа, кусок, брусок, галка, караван, метла, бусы, крыша, капуста, морковь.

17. «Придумай слова».

Дан первый слог, нужно добавить ещё 1 или 2 слога са-му-

18. «Кто больше составит слов из слогов».

Слоги: ка, ра, куш, кро, дил, шка, ко, ку, ку, вать, ри, да, дос, ри, со.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

1. «Отыщи слова».

Слова: нос, насос, поднос, зонт, слон, барабан, сарафан, Настя, сон. Схемы: н____, ______н_______, __________н.

Можно предметные картинки.

2. «Весёлые звуки».

Слова: шапка, шалаш, карандаш, шуба, Саша, шорты, крыша, шило, гуашь. В какой позиции стоит звук Ш.

3. «Шифровка». Загадки.

4. «Твёрдые и мягкие».

Карточки со слогами: пы, пи, ту, тю, ри, ло, лё, там, тям, риш, рыш, волд, вёл. Слоги: са, ло, ра, ну, фо, пы, ма, ку, зы, ля, лё, ню, тя, вё, де, ти, лю, вё, де, ти, лю, вё, пол, лу, се, тё, пы, зи, зы, сю.

5. «Твёрдые и мягкие». Сказка про букву мягкий знак.

Предложения:

  • Веник поставили в …….
  • Грузовик везёт …..
  • Витя ……. вежливым.
  • Сталевары варят ……
  • Футболист пробил штрафной……
  • ……ударь по мячу сильнее.
  • Катин…….пошёл в школу.
  • Портфель надо …….. домой.
  • Выступает ….. мальчиков.
  • …… - хищный зверёк.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены