РАЗРАБОТКИ
|
Формирование языкового анализа и синтеза у школьников с дисграфиейДисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся. Она является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка. Самые распространённые ошибки при дисграфии: ошибки языкового анализа и синтеза, фонематические ошибки, аграмматические ошибки, оптические ошибки. Можно отметить, что ошибки языкового анализа и синтеза встречаются в диктантах всех учащихся, страдающих нарушением письма. Это:
В учебном году, согласно обследованию учащихся 5-х классов на начало учебного года встречались все выше перечисленные ошибки, на конец учебного года отсутствовали следующие ошибки: слитное написание слов, слитное написание союза с другим словом, пропуски слогов, добавление букв согласных звуков, раздельное написание частей слова, нарушение границ предложения, пропуски слов. Особое внимание следует уделить рассмотрению ошибок на пропуски мягкого знака в конце и середине слова. Эти ошибки обусловлены не только недоразвитием фонематического слуха, но и несформированностью фонематического анализа и синтеза, так как мягкость согласных в этом случае, обозначается отдельной буквой. Поэтому в процессе коррекционной работы необходимо предъявлять задания, как на формирование умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные в различных речевых единицах, так и на формирование умения обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака, устанавливать количество и последовательность звуков и букв в словах с мягким знаком, а также формировать представление о разделительном мягком знаке. Использование учителями на уроках специальных заданий по развитию языкового анализа и синтеза, а также систематические занятия логопеда по устранению дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи, способствуют уменьшению количества ошибок языкового анализа и синтеза, улучшению качества письма школьников с дисграфией. Наиболее высокий результат достигается в том случае, если параллельно обогащать и уточнять пассивный и активный словарь детей, работать над коррекцией грамматического строя речи, развивать фонематический слух и восприятие. Развитие языкового анализа и синтеза делится на 3 основных этапа: развитие лексико-синтаксического анализа, развитие слогового анализа и синтеза, развитие фонематического анализа и синтеза. Для каждого этапа предлагаются специальные задания, которые можно использовать на уроках. Развитие лексико-синтаксического анализа. 1. «Придумай предложение». Схемы предложений: подлежащее+сказуемое, подлежащее, сказуемое, второстепенный член. 2. «Текст». Определи границы предложений. Надвинулась тёмная туча ясное солнышко скрылось сверкнула молния полил дождь. 3. «Сосчитай-ка». Что лишнее? 4. «Соедини слова в предложения». Предлагается лексический материал.
5. «Подбери к слову-предмету слово-признак». Предложения: цветёт мак, цветут маки, бегает цыплёнок, бегают цыплята, зреет помидор, зреют помидоры, стоит дом, стоят дома, созрел огурец, созрели огурцы. 6. «Увеличь предложение». Предложения: Альпинисты взошли на вершины. Дети любят волшебников. В лесу ребятишки видели зверей. Над волнами летают чайки. Мы любовались цветами. СЛОВА: полевые, морские, добрые, высокие, дикие, крупные. 7. «Вставь пропущенное слово». Предложения: Дети повесили кормушки….берёзе. Лена дружит… Катей. Яблоко упало … яблони. Земляника растёт…поляне. 8. «Составь предложение из слов». Бабушка, в, гуляет, парке. Играет, ребёнок, лошадкой, с. Стоят, в, дома, городе. Юра, с, дружит, Петей. 9. «Составь предложение». Схема предложения: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены с предлогом или без предлога. Подлежащее и сказуемое. СЛОВА: горка, мальчик, с, на, катался, лепил, снежная, снег, сугробу, лыжи. 10. «Соедини слова в предложения». Растут цветы, под ногами, висит ковёр, над нами, мошкара вилась, брату, мальчик читает книгу, к берегу, лодка плыла, на зелёной полянке, листья шуршат, над кроватью. Развитие слогового анализа и синтеза. 1. «Танец гласных звуков» Схема гласных звуков (на применение одного с отсутствием преграды), схема согласных звуков (на применение одного с образованием преграды).
2. «Сыщики». Придумать слова с данными слогами. Слоги: ос, ем, уж, аж, са, мо. 3. «Сыщики». Даются слова: ум, на, волк, стол. Он, рот, суп, сыр, сто, ус, лук. Кран. Схемы: 1.о-. 2-о. 3-о-. Задание: найти слова, в которых буква –о- стоит в данной позиции. 4. «Дирижёры». Слова: столы, крыша, коты, лапа, лужа, машина, сапоги. Можно использовать предметные картинки. 5. «Музыканты». Слова: муха, лодка, рама, крыса, сахар, рыба, сады, машина, ракушка, рукава, молоко, рубашка, луноход, банты, собака, диваны. Можно использовать предметные картинки. 6. «Найди слово». Предметные картинки с изображением полки, окон, рыбы, утки, ложки, крыши. Графические схемы: -о-, о-а, -о-а, -ы-а. Предметные картинки с изображением сома, мака, лука, рта, глаза, круга. Гласные буквы: о, а, у, ы. 7. «Придумай слово». Графические схемы: 8. «Сосчитай-ка». Слова: лужайка, лампа, краски, бумага, картон, паста, банка, зубы, кактусы, домик. Посчитать количество звуков в слове. 9. «Раздели слова на слоги». Слова: киты, арбузы, кошки, картонка, бумажка, ласты, гуси, шторы, порт, луг, двор, насос, слон. 10. «Составь слово из слогов». А. Слоги:
Б. Слоги:
11. «Составь слово из слогов». Лексический материал:
12. «Вставь пропущенные слоги». Лексический материал:
13. «Измени слово». Слова: мост крот, кран, куст, глаз, стол. Из букв каждого слова составить другое слово. 14. «Назови самый громкий слог». Слова: Лида, Вова, роза, липа, рыба, сани, кони, рука, нога, гора, сова, пила, коза, тазы, сады. 15. «Разгадай ребусы» 16. «Выдели ударный слог». Слова: азбука, рукав, гномы, почки, стужа, кусок, брусок, галка, караван, метла, бусы, крыша, капуста, морковь. 17. «Придумай слова». Дан первый слог, нужно добавить ещё 1 или 2 слога са-му- 18. «Кто больше составит слов из слогов». Слоги: ка, ра, куш, кро, дил, шка, ко, ку, ку, вать, ри, да, дос, ри, со. Развитие фонематического анализа и синтеза. 1. «Отыщи слова». Слова: нос, насос, поднос, зонт, слон, барабан, сарафан, Настя, сон. Схемы: н____, ______н_______, __________н. Можно предметные картинки. 2. «Весёлые звуки». Слова: шапка, шалаш, карандаш, шуба, Саша, шорты, крыша, шило, гуашь. В какой позиции стоит звук Ш. 3. «Шифровка». Загадки. 4. «Твёрдые и мягкие». Карточки со слогами: пы, пи, ту, тю, ри, ло, лё, там, тям, риш, рыш, волд, вёл. Слоги: са, ло, ра, ну, фо, пы, ма, ку, зы, ля, лё, ню, тя, вё, де, ти, лю, вё, де, ти, лю, вё, пол, лу, се, тё, пы, зи, зы, сю. 5. «Твёрдые и мягкие». Сказка про букву мягкий знак. Предложения:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены