РАЗРАБОТКИ
|
Развиваем речь у самых маленькихАвтор: Скоркина Ирина Николаевна Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе. Овладение речью – сложный, многосторонний психический процесс. Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. К речи взрослого также предъявляется ряд требований:
И обязательно ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА со стороны взрослого – стараться отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!». С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч. При таком общении взрослый часто задает вопросы ребенку. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т.д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Примеры проговаривания различных ситуаций Сборы на прогулку Все необходимые вещи разложены на стульчике. – Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штаны. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т.д. Построим дом Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков. – Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик – большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда... Необходимость общения возникает не только дома, но и во время похода в магазин, в гостях, в транспорте и других подобных ситуациях. Тем не менее ребенок ждет от взрослых такого же понимания, к которому он привык дома. В процессе развития понимания речи ребенка основной задачей является – накопление словарного запаса. Примеры игр для развития словаря Покажи, где мама (что делает?) – Покажи, где на фотографии мама. Найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом на даче рвал? Затем проговаривают действия близких людей. – Покажи, где мама моет посуду. Покажи фотографию, на которой папа забивает гвоздик. Покажи, где братик рисует. И т.д. Посидим, полежим! Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их. – Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван? И т.д. Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назначение. – Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т.д. Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели. – Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда. И т.д. Покажи картинку! Игра проводится на ковре. Разложите перед ребенком предметные картинки изображением вверх. Просите найти и показать нужную картинку. – Смотри, сколько у нас красивых картинок. Все картинки разные. Саша, покажи кубик. Правильно. Найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша, покажи самолет, И т.д. Отгадай загадку — покажи отгадку! Игра проводится на ковре. Разложите перед ребенком предметные картинки изображением вверх. – А сейчас мы будем отгадывать загадки. Покажите, чем едят суп (картинка – «ложка»). Покажите, что катится (картинка – «мячик»). Покажите, чем можно рисовать (картинка – «карандаш»). Покажите, что надевают на голову (картинка – «шапка»). Найдите и покажите то, что можно есть (картинки – «яблоко», «конфетка», «сыр») и т.д. Помимо знакомства малыша со словами и их значениями, необходимо развивать активную речь ребенка. Активизация речи детей (вызывание речевого подражания) должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. Не следует слишком многого требовать от малыша. Главное – добиться того, чтобы ребенок начал говорить. Не требуйте от малыша точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи. Подражание речи взрослого проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение:
Примеры игр для речевого подражания Самолёты Предложите детям поиграть в самолётики. – Послушайте стихотворение про самолёт: По земле разбежался, – Давайте играть в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!» Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У. Машины Предложите детям поиграть в машинки. – Послушайте стихотворение про машину: «Би-би-би», – гудит машина: – Давайте поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!» Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной – крутим руль. Сопровождаем движения произнесением звука Ж и слова-звукоподражания БИ-БИ. Бьём в барабан Перед началом игры продемонстрируйте настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее. – А как мы бьем в барабан? «ТА-ТА-ТА!» При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки. Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается, легче воспроизводится в речи. Можно использовать в одной игре разные варианты звукового сопровождения. В этом случае дается следующая инструкция: – Барабанить можно по-разному. Давайте бить в барабан так: «ТА-ТА-ТА!» А теперь по-другому: «БОМ-БОМ-БОМ!» А теперь вот так: «БАМ-БАМ-БАМ!» Важно использовать в развитии речи малыша стихи, потешки, детские песни, рифмованные загадки. Тексты должны быть простыми по содержанию – состоять из слов, доступных пониманию малыша, рифмы легкими и естественными. После того, как дети запомнят текст стихотворения можно использовать прием договаривания слов и фраз. Этот прием осуществляется путем создания пауз при чтении стихотворения. Пример упражнений на договаривание слов и строк КУКОЛКА Кукла, куколка – ДОЖДИК Дождик, дождик, кап да кап! КОТ – Мяу-мяу! ЛИСА И ВОЛК Вот пришла лисичка. Потешки: ПРО САШУ Наша Саша Варила кашу. Мешаем ложкой кашу» - круговые движения рукой; Песенки: Вот наш. Бобик, Можно использовать мягкую игрушку Сядь на коврик И не лай! жест «тихо» - прижимаем указательный палец к губам. ВЕСЁЛЫЕ ГУСИ Украинская народная песня Жили у бабуси Руки, согнутые в локтях, пальцы собираем в щепоть (большой палец противопоставлен остальным) — это «головы гусей»; Список литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Родителям
Основы психолого-педагогического взаимодействия с подростками Готовность ребенка к школьному обучению Что делать родителю, если у ребенка нет друзей. Как помочь и как не навредить? Как помочь ребёнку справиться со стрессом из-за полученных оценок? День народного единства
День народного единства (4 ноября) - сценарии, классные часы и презентации к празднику |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены