РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Важность моторного планирования у младших школьников

Марина Георгиевна Марштанова

Мы, учителя-логопеды, как никто другие видим, как с каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями, и часто бывает, что традиционные методы работы не дают желаемого результата. Для того, чтобы коррекционная работа была более продуктивной, нужно помнить про взаимосвязь движения и речи.

Лев Семенович Выготский дал такое определение речи. Речь – не только система звуков, но и система сложнейших движений, жестов, выразительных движений чувствительнейших аппаратов.

Так же особое значение в аспекте изучения основы речевого акта приобретает знание о тесной связи общей моторики и речи, взаимосвязи между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикулированием (Ипполитова М. В., Кольцова М.М., Мастюкова Е.М.)

Если у ребенка есть нарушения в моторной сфере, то коррекционную логопедическую работу целесообразно будет начать с развития общей и мелкой моторики.

В наше время сформировалось новое направление в науке – моторное планирование. Это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей, требующая произвольного внимания, а это тесно связано с когнитивными функциями. Моторное планирование - это своеобразная связь между планированием и актом совершения действия.

Моторное планирование появляется тогда, когда перед человеком стоит новая задача. Поэтому для активного развития ребенка, необходимо все время учиться делать что-то неосвоенное, ставить новые задачи с постепенным усложнением алгоритма действий.

Моторное планирование или праксис - это способность спланировать и реализовать серию осознанных произвольных движений. Праксис, как и любые другие процессы формируется последовательно:

  • Общий праксис - крупные движения рук и ног
  • Кистевой и пальцевый (мелкая моторика).

Самый сложный, присущий только человеку-артикуляционный, его развитие помогает ребенку овладеть моторным компонентом речи.

Ребенку с моторными дисфункциями, речевыми нарушениями, трудно осуществлять моторное планирование, тяжело осваивать новые навыки движения. Для выполнения правильной последовательности артикуляционных моторных схем, детям с речевыми нарушениями требуются усилия для выполнения правильных действий речевыми органами, множественные повторы для закрепления правильных движений, чтобы те перешли в автоматизированные речевые навыки.

Таким образом, постоянная тренировка моторного планирования крупных общемоторных движений, а также пальцевой моторики, помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков и для переключения с одной артикуляционной позы на другую.

Для развития навыков моторного планирования необходимы:

  • Регулярность занятий
  • Новизна и отработка движений
  • Выполнение заданий по инструкции
  • Упражнения на развитие моторного планирования:
  • Сортировка и пересыпание мелких предметов и круп
  • Пальчиковые игры
  • Выполнение движений с речевым и музыкальным сопровождением
  • Прохождение полос препятствий
  • Танцы
  • Выполнение действий обеими руками
  • Выполнение действий не ведущей рукой

Все эти упражнения способствуют развитию не только моторной сферы (общая, мелкая и артикуляционная моторика), но и помогают развивать психологические процессы. Включение таких упражнений в структуру логопедического занятия позволяет ускорить процесс развития и коррекции нарушений, а также создает благоприятный эмоциональный настрой.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены