РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Как сделать родителей союзниками в коррекции речи детей?

Мазаник Наталья Вячеславовна

Взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя-логопеда. В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. Перед учителем-логопедом стоит задача - создать такие условия, использовать такие формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.

В современных же условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей, система может быть в полной мере эффективной, если в ней задействована семья. Важно помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений, дать понять, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Информационное и образовательное направления являются одними из важных в работе с семьей.

Информационное включает:

  • знакомство с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
  • знакомство с возрастными особенностями нервно психического развития, этапами развития детской речи;
  • знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.

Образовательное:

  • привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
  • обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
  • формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

Формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.

Родительские собрания.

Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало и конец учебного года», «Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе» и другие. Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «логопедической гостиной», где для комфорта родителей создается доверительная и положительная атмосфера.

Логопедическая тетрадь.

Это основная форма совместной деятельности учителя-логопеда, родителей и ребенка, здесь прослеживается эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. В данном виде деятельности родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Домашние игротеки.

Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: на кухне, по дороге в детский сад либо в свободную минутку. Также домой даются различные игры на автоматизацию звуков: «Чип и Дейл», «Построй дома», «Путешествие по островам», «Паутина» и др., на закрепление грамматического строя речи: «Один - много», «Большой - маленький», «Снежный ком» и другие; развитие связной речи: «Расскажи по образцу», «Придумай и нарисуй сказку», «Сюжетные картинки» и другие; на межполушарные связи «Нарисуй двумя руками», «Проведи, не отрываясь» и другие.

Дни открытых дверей.

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать.

Семинары – практикумы и мастер-классы.

На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Позволяют родителям обучаться новому. Для них проводятся: «Необычная артикуляционная гимнастика» (с палочками, конфетами, соломкой, сушками), «Пальчиковые игры», игры на межполушарное развитие.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины, и «поэтические гостиные».

Родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год. Родители также становятся активными участниками данных мероприятий. Это «Новогодний калейдоскоп», «Стихи для любимой мамочки», «Осенины», «В мире поэзии».

Совместные проекты.

Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в проекте «Мой веселый язычок», «Ребусы и кроссворды», «Моя любимая буква», «В мире звуков и букв».

В работе с родителями используются:

  • специальные логопедические уголки «Говорим правильно»;
  • информационные стенды «Советы логопеда»;
  • пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Данные формы и методы взаимодействия учителя-логопеда с родителями позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка.
В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены