РАЗРАБОТКИ
|
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьниковЛариса Владимировна Ярмошевич Общепризнанно, что обучение письменной речи – один из самых трудных для ребенка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, так как чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится все дальнейшее обучение. Если ребенок не освоит их вовремя, то в дальнейшем непременно будет отставать в учебе: в начале это является серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних - в усвоении грамматики русского языка. Недостаточная сформированность грамматических закономерностей у учащихся приводит к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Плохая техника чтения не дает вникнуть в содержание прочитанного, что влечет за собой неправильное решение математических задач, усвоение программы гуманитарных предметов. Словом, к середине второго класса ребенок уже может стойко отставать по всем предметам. С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети. И если большинство детей выполняют требования, предъявляемые программой по технике чтения и навыкам письма, то всегда есть дети, и их количество, к сожалению, в последние годы неуклонно растет, чьи затруднения доставляют немало хлопот и родителям, и учителю. Иногда у таких школьников наблюдаются нарушение чтения (дислексия) и ошибки при письме (дисграфия). Своевременно организованная логопедическая работа позволяет устранить трудности в обучении русскому языку и чтению младших школьников массовых школ и наравне с другими учениками овладеть требованиями школьной программы. Сложность в организации работы по преодолению расстройств письма заключается в том, что как родители, так и учителя во многом не осведомлены в этом круге проблем. Некоторые учителя не всегда верно квалифицируют характер специфических речевых нарушений при овладении навыками чтения и письма. Они считают логопедические ошибки «странными», нелепыми, вызванными личностными особенностями ученика: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью, небрежностью. Считают специфические ошибки чтения и письма временными, не вызывающими особой тревоги. Тем временем учащиеся не получают своевременно необходимую помощь, что является одной из причин хронической неуспеваемости и школьной дезадаптации. Цель данной статьи привлечь внимание родителей и учителей к недостаткам речи у младших школьников. Раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость. Бесконечные переписывания плохо выполненных заданий, дополнительные занятия вызывают у ребенка неприязнь к обучению в целом. Ребенок – логопат нуждается в квалифицированной помощи логопеда, В специальных коррекционных заданиях, подобранных с учетом конкретных нарушений работы речевых и неречевых центров, обеспечивающих речевую деятельность. Для того, чтобы обеспечить в процессе обучения детей на начальном этапе взаимодействие логопеда с одной стороны, и учителя с другой стороны, построить работу так, чтобы предупредить стойкие нарушения чтения (дислексия) и ошибки при письме (дисграфия), рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки в письме младших школьников. Внимательный педагог вовремя сумеет разглядеть эти специфические проблемы и помочь школьнику получить так необходимую ему помощь учителя – логопеда. В этом случае наблюдается смешение букв. Ошибки фонематического восприятия По акустико – артикуляционному сходству смешиваются обычно: Лабиализованные гласные:
Звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции:
Свистящие и шипящие согласные:
Сонорные согласные:
Аффрикаты:
Заднеязычные:
Нарушение смягчения согласных:
Ошибки, связанные с несформированностью навыков звукового анализа и синтеза. Затруднения при звуковом и слоговом анализе проявляются у детей на письме в виде таких специфических ошибок, как искажения звуко – слоговой структуры слова:
Следующая категория ошибок, которые может обнаружить учитель при проверке тетрадей, связана с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры отдельного предложения. Если ребенок не может уловить и вычленить в потоке речи устойчивые речевые единицы, наблюдаемые ошибки, связанные с неумением определять границы предложения в тексте:
Ошибки, связанные с недоразвитием лексико - грамматического строя речи. Этот тип ошибок стоит на втором месте по распространенности и многообразию. Эту категорию ошибок обычно называют аграмматизмами на письме, которые проявляются в трудном для ребенка процессе овладения письменной речью. Все они вызваны нарушением лексико – грамматической стороны речи. Аграмматизмами на уровне связного текста являются:
На уровне отдельного предложения синтаксические аграмматизмы проявляются в нарушении структуры предложения:
Морфологические аграмматизмы чаще всего проявляется в виде нарушения словообразования и словоизменения. Ошибки словообразования. Нарушается функция словообразования (при подборе проверочных слов):
Ошибки, вызванные нарушением связи слов в словосочетаниях и предложениях. Наблюдаются ошибки в предложно – падежном управлении, согласовании существительного с прилагательным, существительного с числительным:
Все рассмотренные выше ошибки связаны с недостаточным развитием речи ребенка. Однако нарушения письменной речи – это одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего кроме речевых ряд важнейших неречевых функций. Особенно двигательные функции руки и зрительномоторную координацию, задержка развития этих функций также приводит к возникновению специфических ошибок в письменной речи младших школьников. Хотя подобные ошибки не вызваны нарушением произношения или незнанием правил орфографии. Смешение букв по оптическому сходству Сходство букв особенно усиливается в условиях скорописи с переходом на стадию связного письма. Убыстрение темпа и увеличение объема письменных работ провоцирует возникновение ошибок у детей с несформированными оптико – моторными навыками. Таким образом, не вырабатывается умение остановиться до совершения ошибки, поправиться в процессе письма. Буквы рукописного шрифта, имеющие оптическое сходство: с –е; о –е; у –д - з; л – и; м –ш; в – д. в письме младших школьников выявлена большая распространенность смешения букв по кинетическому сходству. Исследователи объясняют, что в акте письма участвуют как зрительный, так и двигательный анализатор. Которые обеспечивают процесс письма в норме. Нарушение в работе двигательного анализатора ведут к несформированности графомоторных функций. В этом случае возникает еще один тип ошибок. Примеры смешения в письме букв по кинетическому сходству: о –а; б – д; и – у; У –Ч; п – т; П – Т; л – м; х – ж; ч – ъ; Г – Р; н – ю; и – ш; л –я; Н – К; а –д. Все перечисленные выше нарушения в равной степени проявляются в ошибках, как при чтении, так и при письме. Чтение и письмо как составляющие единый динамический стереотип слова. Поэтому и ошибки, допускаемые учащимися при чтении, аналогичны ошибкам в письменных работах и вызываются аналогичными нарушениями речевых и неречевых функций: дисграфия и дислексия сопутствуют друг другу. В заключении хочется еще раз отметить, что перечисленные выше ошибки при чтении и письме – это не случайные ошибки, возникающие у учащихся от невнимательности или недоучивания грамматических правил. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины. Такого рода ошибки отражают определенные трудности ребенка в ходе чтения и письма. Они обусловлены деятельностью многих структур головного мозга: речевых и неречевых зон. Литература.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены