РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование элементарных математических представлений в 1 классе С(К)ОУ VIII вида

Одной из важнейших теоретических и практических задач специального образования является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит формированию математических представлений.

Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития школьников, поскольку процессы счета, сравнения и преобразования интеллектуальных действий. Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.

Обучение математике в школе VIII вида начинается с пропедевтического периода, необходимость которого диктуется чрезвычайной неоднородностью состава учащихся 1-го класса, как по их психофизическим данным, так и по подготовленности к обучению. Вся работа по формированию элементарных математических представлений создает необходимые предпосылки для овладения в дальнейшем представлениями о числе, счете, величине. Именно от того, насколько успешно будет усвоен материал в пропедевтический период, зависят дальнейшие результаты усвоения не только систематического курса математики, но и целого ряда других предметов: истории, биологии, географии, социально-бытовой ориентировки, труда.

Для пропедевтических занятий существует специальная программа в общей программе по математике. В ней предусмотрено обучение сравнению предметов по размеру, форме, развитие количественных и пространственных представлений.

На начальном этапе подготовительных занятий проводилось исследование состояния математических знаний у каждого ребенка. Зная индивидуальные особенности, можно гораздо эффективнее проводить целенаправленную коррекционно-развивающую работу. Какой же должна быть эта работа? На что обратить особое внимание? Как приобщить ребенка к знаниям? Что сделать, чтобы обучение было доступно и вызвало интерес у ребенка? Известно, что математические представления у детей с нарушением интеллекта имеют своеобразие, связанное с особенностями их психического развития. На первый план выступает слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических заданий.

У детей с умственной отсталостью нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность, косность мышления.

Поэтому формирование математических представлений должно осуществляться по следующим направлениям:

  • организация предметно-практической деятельности с целью обогащения чувственного опыта ребенка, выполнения пробелов в знаниях, умениях, навыках;
  • дифференцированный подход к ребенку: необходимо учитывать индивидуальные особенности, качество усвоения им учебного материала, уровень сформированности знаний, умений и навыков, развитие психических процессов;
  • формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование;
  • развитие речи в единстве с мышлением;
  • формирование навыков учебной деятельности: понимание учебной задачи, умение выполнить ее самостоятельно, формирование навыка самоконтроля и самооценки;
  • формирование положительного отношения к процессу обучения.

Система упражнений была построена по следующему принципу: каждое предыдущее и последующее упражнение имеет общие элементы − материал, способы действий, результаты. Форма организации занятий не была однотипной. В этот период были организованы экскурсии в школьные целях представления учащимся широкого материала по сравнению предметов по размерам, пространственному расположению, форме.

Часть уроков математики проводилась в физкультурном зале, где через участие в играх у детей происходило закрепление полученных знаний. На занятиях в классе создавались такие жизненные ситуации, в которых учащиеся демонстрировали умение ориентироваться в пространстве, например, магнитная доска превращалась в сказочную полянку, и мы отправлялись туда в путешествие: дети поочередно выходят к столу педагога, находят нужную картинку и ставят ее в заданное место: «Арсен, найди домик и поставь его в центре полянки. Каролина, слева от домика поставь грибок. Никита, между домиком и грибком поставь зайчика. В верхнем левом углу поставь солнышко. В нижнем правом− улитку. Бабочка сидит на грибке. Птичка пролетает высоко над домиком».

На занятиях также учим детей видеть детали, слушать инструкцию, осязать − то есть воспринимать окружающий мир, активизируем чувственное познание на основе развития ощущений и восприятия.

Основу такой работы составляют игры и упражнения по ознакомлению детей с сенсорными эталонами:

  • основными цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
  • геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал);
  • величиной предметов по следующим признакам (большой−маленький, толстый−тонкий, высокий−низкий, широкий− узкий).

Дети учатся выполнять сенсорные операции, например, выделять цвет по словесной инструкции: «Назови предметы только красного цвета», составлять сенсорные ряды: «Расставь елочки от самой высокой до самой низкой», определять, какого эталона не хватает: «Назови недостающую фигуру».

Широко используются дидактические игры. В процессе игр учащиеся закрепляют полученные знания, а также используют их на практике. Благодаря обучающей задаче, игровым действиям и правилам, ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Например, при формировании количественных представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Особая значимость разных видов игр – овладение разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение.

Один из основных приемов формирования количественных представлений – вопросы к детям. Использовались следующие типы вопросов:

  • репродуктивно-мнемонические (Сколько? Что это такое?);
  • репродуктивно-познавательные (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю еще один?);
  • продуктивно-познавательные (Что нужно сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну?).

Чаще всего такие вопросы задаются после демонстрации образца или выполнения упражнений детьми. Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.

Для лучшего формирования математических представлений учим детей повторять и осмысливать собственные высказывания, используем приём хорового, а затем индивидуального комментирования предметно-практической деятельности и действий.

Материал, который используемый на пропедевтических занятиях, имеет жизненно-практическое значение. Те знания, которые дети получают на уроке, необходимы им в игровой и практической деятельности, т.е. необходимы в повседневной жизни.

Таким образом, в процессе совместного выполнения различных заданий, занимательных упражнений, игр у детей формируются математические знания и умения, которые в дальнейшем станут залогом их успешного обучения. Именно те знания, умения и навыки, которые усваивает ребенок в пропедевтический период, овладевая программным и дополнительным материалом, становятся мощным фактором его дальнейшего развития. Нужно помнить, что в обучении ребенка с ОВЗ главное – это терпение. Л.С. Выготский писал, что вряд ли разумный садовник будет тянуть растение вверх, чтобы оно быстрее росло. Так и мы должны терпеливо обучать своих детей, и результат обязательно будет.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. М,1983.
  2. Колесникова Е.В. 500игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7лет. М, 2008.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. М., 2006.
  4. Чумакова И.В. Формирование до числовых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М., 2001.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены