РАЗРАБОТКИ
|
Формирование элементарных математических представлений в 1 классе С(К)ОУ VIII видаОдной из важнейших теоретических и практических задач специального образования является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит формированию математических представлений. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития школьников, поскольку процессы счета, сравнения и преобразования интеллектуальных действий. Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Обучение математике в школе VIII вида начинается с пропедевтического периода, необходимость которого диктуется чрезвычайной неоднородностью состава учащихся 1-го класса, как по их психофизическим данным, так и по подготовленности к обучению. Вся работа по формированию элементарных математических представлений создает необходимые предпосылки для овладения в дальнейшем представлениями о числе, счете, величине. Именно от того, насколько успешно будет усвоен материал в пропедевтический период, зависят дальнейшие результаты усвоения не только систематического курса математики, но и целого ряда других предметов: истории, биологии, географии, социально-бытовой ориентировки, труда. Для пропедевтических занятий существует специальная программа в общей программе по математике. В ней предусмотрено обучение сравнению предметов по размеру, форме, развитие количественных и пространственных представлений. На начальном этапе подготовительных занятий проводилось исследование состояния математических знаний у каждого ребенка. Зная индивидуальные особенности, можно гораздо эффективнее проводить целенаправленную коррекционно-развивающую работу. Какой же должна быть эта работа? На что обратить особое внимание? Как приобщить ребенка к знаниям? Что сделать, чтобы обучение было доступно и вызвало интерес у ребенка? Известно, что математические представления у детей с нарушением интеллекта имеют своеобразие, связанное с особенностями их психического развития. На первый план выступает слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических заданий. У детей с умственной отсталостью нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность, косность мышления. Поэтому формирование математических представлений должно осуществляться по следующим направлениям:
Система упражнений была построена по следующему принципу: каждое предыдущее и последующее упражнение имеет общие элементы − материал, способы действий, результаты. Форма организации занятий не была однотипной. В этот период были организованы экскурсии в школьные целях представления учащимся широкого материала по сравнению предметов по размерам, пространственному расположению, форме. Часть уроков математики проводилась в физкультурном зале, где через участие в играх у детей происходило закрепление полученных знаний. На занятиях в классе создавались такие жизненные ситуации, в которых учащиеся демонстрировали умение ориентироваться в пространстве, например, магнитная доска превращалась в сказочную полянку, и мы отправлялись туда в путешествие: дети поочередно выходят к столу педагога, находят нужную картинку и ставят ее в заданное место: «Арсен, найди домик и поставь его в центре полянки. Каролина, слева от домика поставь грибок. Никита, между домиком и грибком поставь зайчика. В верхнем левом углу поставь солнышко. В нижнем правом− улитку. Бабочка сидит на грибке. Птичка пролетает высоко над домиком». На занятиях также учим детей видеть детали, слушать инструкцию, осязать − то есть воспринимать окружающий мир, активизируем чувственное познание на основе развития ощущений и восприятия. Основу такой работы составляют игры и упражнения по ознакомлению детей с сенсорными эталонами:
Дети учатся выполнять сенсорные операции, например, выделять цвет по словесной инструкции: «Назови предметы только красного цвета», составлять сенсорные ряды: «Расставь елочки от самой высокой до самой низкой», определять, какого эталона не хватает: «Назови недостающую фигуру». Широко используются дидактические игры. В процессе игр учащиеся закрепляют полученные знания, а также используют их на практике. Благодаря обучающей задаче, игровым действиям и правилам, ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Например, при формировании количественных представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Особая значимость разных видов игр – овладение разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение. Один из основных приемов формирования количественных представлений – вопросы к детям. Использовались следующие типы вопросов:
Чаще всего такие вопросы задаются после демонстрации образца или выполнения упражнений детьми. Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. Для лучшего формирования математических представлений учим детей повторять и осмысливать собственные высказывания, используем приём хорового, а затем индивидуального комментирования предметно-практической деятельности и действий. Материал, который используемый на пропедевтических занятиях, имеет жизненно-практическое значение. Те знания, которые дети получают на уроке, необходимы им в игровой и практической деятельности, т.е. необходимы в повседневной жизни. Таким образом, в процессе совместного выполнения различных заданий, занимательных упражнений, игр у детей формируются математические знания и умения, которые в дальнейшем станут залогом их успешного обучения. Именно те знания, умения и навыки, которые усваивает ребенок в пропедевтический период, овладевая программным и дополнительным материалом, становятся мощным фактором его дальнейшего развития. Нужно помнить, что в обучении ребенка с ОВЗ главное – это терпение. Л.С. Выготский писал, что вряд ли разумный садовник будет тянуть растение вверх, чтобы оно быстрее росло. Так и мы должны терпеливо обучать своих детей, и результат обязательно будет. Литература:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Как развивать детей эффективно, не смотря на занятость и нехватку времени Всё, что нужно знать родителям первоклассников в картинках Вовлечение семьи в процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста по средствами игр. Лучшая красота – это здоровье! Билингвизм (обзор франкоязычной литературы о детском двуязычии) |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены