РАЗРАБОТКИ
|
Развитие математической речи на уроках математики в начальной школе при изучении алгебраического материалаШевченко Ксения Александровна Одной из главных задач, стоящих перед современной начальной школой в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), является формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий (далее – УУД). Стандарт выдвигает следующее требование к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: овладение элементами математической речи: умения формулировать утверждение (вывод, правило), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые) с использованием связок «если ..., то ...», «и», «все», «некоторые») (ФГОС НОО, 2021). Данное требование конкретизируется в Федеральной рабочей программе по математике. В программе указаны следующие планируемые коммуникативные УУД: комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения и др. (Федеральная рабочая программа по математике, 2023, 19). Хорошо развитая речь обеспечивает сознательное усвоение содержания курса математики учениками начальных классов, формирование коммуникативной учебных действий, достижение метапредметных, предметных и личностных результатов обучения. Однако в настоящее время многие учащиеся испытывают затруднения при использовании математической речи в ряде учебных ситуаций, например, когда необходимо: обосновать правильность своего ответа или свою точку зрения; сформулировать учебную проблему, выдвинуть предположение или гипотезу. Таким образом, необходимо развивать математическую речь младших школьников. Рассмотрим понятия «математический язык» и «математическая речь». Язык, в том числе и математический, определяется как система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей (Кузнецов, 2008). Речь – это язык в действии, это всегда конкретный процесс использования языковых знаков; специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств. К таким средствам относятся математические термины, символы, схемы и т.д. Так, под математической речью понимается совокупность всех речевых средств, с помощью которых можно выразить математическое содержание. На уроках математики дети знакомятся с большим количеством терминов, слов и словосочетаний: «равенство», «неравенство», «слагаемое», «сумма», «делимое», «делитель», «частное», «разрядные слагаемые», «произведение», «уравнение» и другие. Словарный запас учащихся постоянно пополняется – это союзы (для того чтобы, если), наречия (сначала, еще, потом), числительные. В своей речи детям становится необходимым использовать предложения с придаточными причины, цели и другие (если к сорока восьми прибавить двадцать шесть, получится…, для того чтобы узнать…). Работа над речью на уроках математики способствует овладению связным, логически последовательным рассказом с элементами рассуждения. Так, в работе по развитию математической речи у младших школьников необходимо сосредоточить внимание: на понимании учащимися смысла математических понятий; формировании умений устанавливать семантические отношения между понятиями, терминами, символами, переводить жизненные ситуации на язык математики. Одним из средств развития математической речи младших школьников на уроках математики является работа над алгебраическим материалом. Приведем ряд методических приемов, заданий, нацеленных на развитие математической речи. В начальных классах используются следующие приемы формирования и развития математической речи учащихся: математические диктанты, задания по переходу от словесной записи к символической и обратно, логические упражнения, математические игры, упражнения на составление математических выражений и др. Задание 1. Конструирование математических предложений. Предложить детям, используя данные слова, сформулировать известное правило. Например, нужно составить определение, используя слова: «выражения», «равенство», «соединенные», «два», «знаком», «это». Задание 2. Составление текстов задач по любой из возможных моделей задачи: схеме, чертежу, выражению, краткой записи и т.д. Задание 3. Прочитай слова и поставь ударение: «километр, миллиметр, вычислить, сложить, наименование». Задание 4. Исправь ошибки в математических терминах: «раздилеть», «слажение», «вычисть». Задание 5. Найди неточности в пояснениях. Объясняя вычисления в выражении (5+4), Коля ответил так: «При прибавлении к цифре 5 числа 4 получится 9». Какие речевые ошибки допустил Коля? (Калинина, 2016, 69). Отработке навыков правильной и четкой артикуляции, совершенствованию темпа речи способствуют скороговорки, считалки, пословицы и поговорки, которые также могут служить материалом для изучения математических терминов. Так, например, считалочка помогает ребенку запомнить числовую последовательность, развивает память и внимательность, отрабатывает артикуляционные навыки детей: Раз, два, три, четыре, пять, Таким образом, правильно построенная работа по развитию математической речи не только расширит словарь математических терминов, но и будет способствовать формированию интереса у младших школьников к самой науке – математике. Нередко педагоги работу по развитию речи связывают только с изучением русского языка и литературного чтения, в то время как любая дисциплина может вносить в этот процесс свой вклад. И даже больше: если учитель будет целенаправленно заботиться об освоении учащимися понятийного аппарата изучаемой учебной дисциплины, то можно полагать, что будет выполнена задача, обозначенная в ФГОС НОО, и речь станет средством развития умственной деятельности и основой для формирования коммуникативных учебных действий. Список литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены