РАЗРАБОТКИ
|
Готовимся к ВПР по математике. Задание на развитие логического мышленияПодготовила: «Главная задача обучения математике, причём с самого начала, с первого класса, - учить рассуждать, учить мыслить», - писал ведущий отечественный методист А.А. Столяр. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками логических задач. В условиях постоянно развивающегося технического прогресса и совершенствования компьютерных технологий, перед учителем встает непростая задача – создать систему адаптированных методов и приемов на уроках математики при изучении логических задач. Логические задачи обладают высоким потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления - критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают интерес к занятиям математикой и другими науками. Дидактическая ценность таких задач неоспорима. Попадая в заранее приготовленную ловушку, ученик испытывает досаду, сожаление от того, что не придал особого значения тем нюансам, из-за которых он попал в неловкое положение. Логические задачи способствуют формированию умения рассуждать, овладению приёмами правильных рассуждений. Так как их решение не опирается на специальные знания, объектом усвоения в процессе решения являются приёмы рассуждений. Информация, из которой необходимо сделать выводы, задаётся текстом, описывающим вполне обычные ситуации, но к сожалению дети не могут представить, либо не хватает воображения, либо жизненного опыта. Систематическое использование заданий на уроках, а также во внеурочной деятельности, направленных на развитие логического мышления, расширяет кругозор младших школьников. Традиционная программа по математике в основном включает стандартные задания: задачи, решаемые по определённому алгоритму, и примеры, для решения которых необходимо знание определённых приёмов вычислений. Совсем мало в учебниках упражнений и заданий на развитие логического мышления. При этом задания не В ВПР по математике, есть три задания на логику. Поэтому обучающихся нужно к этому готовить. Как я готовлю своих детей к ВПР и в частности к выполнению задания 9(2). Но говорить о втором задании без первого нельзя, так как в последнее время в ВПР второе является продолжением первого. Начиная с первого класса я во время устного счёта даю детям задачи на смекалку. Например:
Ещё использую упражнение на овладение основами логического и алгоритмического мышления где нужно выбрать нужное утверждение 1. Андрей ходит на каток каждое воскресенье, а в другие дни не ходит. Выбери верные утверждения.
2. Маша ходит в гости каждую среду, а в другие дни не ходит. Выбери верные утверждения.
3. Саша играет в футбол каждую субботу, а в другие дни не играет. Выбери верные утверждения.
4. На уроке физкультуры учитель попросил всех мальчиков, чья фамилия начинается на букву «П», выйти из строя, чтобы составить футбольную команду. Выбери верные утверждения.
5. На уроке физкультуры учитель попросил всех девочек, чья фамилия начинается на букву «К», выйти из строя, чтобы составить волейбольную команду. Выбери верные утверждения.
6. На уроке физкультуры учитель попросил всех мальчиков, чья фамилия начинается на букву «С», выйти из строя, чтобы составить баскетбольную команду. Выбери верные утверждения.
7. В семье Даниловых пятеро детей: три мальчика и две девочки. Выбери верные утверждения.
8. В семье Михайловых пятеро детей – три мальчика и две девочки. Выбери верные утверждения.
Использую задания на умение логически выводить следствия 1. В каждом случае к началу фразы подбери её продолжение так, чтобы верно составить правило: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца. Начало фразы А) Для удаления пыли в помещении Продолжение фразы 1) нужно регулярно мыться под душем или принимать ванну. 2. В каждом случае к началу фразы подбери её продолжение так, чтобы верно составить правило: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца. Начало фразы А) Если в глаз попала соринка, Продолжение фразы 1) то необходимо посетить стоматолога. 3. В каждом случае к началу фразы подбери её продолжение так, чтобы верно составить правило: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца. Начало фразы А) Чтобы избежать инфекций в полости рта, Продолжение фразы 1) следует выпить стакан тёплого молока. 4. В каждом случае к началу фразы подбери её продолжение так, чтобы верно составить правило: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца. Начало фразы А) Для сохранения здоровья кожи Продолжение фразы 1) необходимо отказаться от вредных привычек. 5. В каждом случае к началу фразы подбери её продолжение так, чтобы верно составить правило: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца. Начало фразы А) Чтобы избежать кишечных инфекций, Продолжение фразы 1) нужно наложить на неё стерильную повязку. 6. В каждом случае к началу фразы подбери её продолжение так, чтобы верно составить правило: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца. Начало фразы А) Если возникает боль в мышцах после тренировки, Продолжение фразы 1) то могут возникнуть боли в животе. 7. В каждом случае к началу фразы подбери её продолжение так, чтобы верно составить правило: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца. Начало фразы А) Для сохранения здоровой кожи Продолжение фразы 1) необходимо тщательно мыть сырые овощи и фрукты. Ну и конечно решение логических задач на урока. Так как такие задачи в учебниках чаще всего помечены звёздочкой, как задания повышенной трудности, такие задачи решаются совместно с учителем. В 1 классе мы решаем такие задачи: 1) Саша выше Толи, но ниже Вани. Подпиши над каждым отрезком первую букву имени мальчика. 2) Батон разрезали на 4 части. Сколько сделали разрезов? (Реши, используя прямую) _______ / _______ / _______ / _________ 3) Девочки Ася, Таня, Ира и Лариса занимаются спортом. Кто-то из них играл в волейбол, кто-то плавал, кто-то бегал, кто-то играл в шахматы. Каким спортом увлекалась каждая девочка, если Ася не играла в волейбол, в шахматы и не бегала, Ира не бегала и не играла в шахматы, а Таня не бегала? Заполни таблицу. Во 2 классе мы решаем такие задачи: 1) В четырёхэтажном доме Ваня живёт выше Коли, но ниже Алёши, а Рома живёт ниже Коли. Запиши, кто на каком этаже живёт. 1 этаж - ……………… Алёша…………………… 2) Класс шёл парами. Один из учеников посмотрел вперёд и насчитал 9 пар, затем обернулся и насчитал 5 пар. Сколько учеников этого класса шло парами? (Изобрази схемой) 3) Три первых урока были математика, русский язык и чтение. Математика была не первым уроком, чтение - не первым и не третьим. Каков был порядок уроков? (Решение представь в таблице) В 3 классе мы решаем такие задачи: 1) У девочки живут собака, кот, канарейка и золотая рыбка. Сколько у её питомцев лап, крыльев, голов, хвостов. (Изобрази схемой) 2) Из 5 брёвен одинаковой толщины длиной по 4м каждое надо напилить 20 брёвен длиной по 1м. Один распил занимает 1мин. Сколько времени потребуется на эту работу? (Реши, используя прямые) В 4 классе мы решаем такие задачи: Из ВПР После третьего урока, который заканчивается в 11ч 30мин, ученики 4 класса должны полить цветы в кабинетах биологии, математики и химии. В кабинете биологии идут уроки с 11ч 30мин до 12ч 30мин, в кабинете математики – с 9 до12ч, а в кабинете химии – с 12 ч 30 мин до 15ч. 1. Успеют ли дети полить цветы во всех кабинетах до обеда в 13ч, если в одном кабинете они поливают цветы 30мин? 2. С какого кабинета дети должны начать поливать цветы?
Татьяна должна обсудить свою новую идею с директором, бухгалтером и программистом. С каждым из них обсуждение длится ровно час. Известно, что директор занят с 10 до 12 часов, бухгалтер приезжает на работу к 10 часам, а у программиста важное совещание с 10 до 11 часов. При этом Татьяна смогла закончить все три обсуждения к 12 часам, придя на работу к 9 часам. У кого Татьяна была в 11:30? Решение. (Рассуждение)
В новогодней гирлянде 21 лампочка. Лампочки идут в таком порядке: одна красная, две синих, три красных, четыре синих и так далее. Какого цвета семнадцатая лампочка? Решение. Расставим порядок лампочек:
Ответ: Синяя. Сколько всего красных лампочек.
У Ксюши есть фиолетовые, синие и красные бусины. Она нанизывает бусины на нитку в таком порядке: одну фиолетовую, две красные, три синие, снова фиолетовые, но уже четыре, потом пять красных и так далее. Последней будет нанизана синяя бусина. 1) Какого цвета тридцатая по счёту бусина?
2) Сколько на нитке всего фиолетовых бусин, если красных бусин всего 40?
Систематическое использование заданий на уроках, а также во внеурочной деятельности, направленных на развитие логического мышления, расширяет кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать эти знания в повседневной жизни.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены