РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система изучения синтаксиса в начальной школе

Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений. В синтаксисе изучается простое и сложное предложение, связи слов внутри предложения, учение о главных и второстепенных членах предложения, выделяется ряд синтаксических категорий (словосочетание как определённый компонент предложения).

В настоящее время школьный курс синтаксиса основан на теории членов предложения, описанной еще в первых русских грамматиках. Причем более пристальный взгляд в прошлое обнаруживает, что основные положения этой теории разработаны еще античными исследователями языка.

На определенном этапе развития языковой науки, грамматика делилась на две части – синтаксис и морфологию.

Именно тогда было разработано учение о членах предложения. Поэтому, в сложившейся практике преподавания, теория членов предложения так в настоящее время на первый план выдвигается языковое содержание, то есть синтаксис, а не способы соединения слов в языке, изучаемые морфологией. При этом не ставится вопрос о преимуществе синтаксиса или морфологии. Важно все, эти разделы грамматики не существуют друг без друга. неразрывно связана с морфологией (учением о частях речи и их формообразовании).

Цель начального обучения русскому языку – развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к русскому языку и привитие интереса к его познанию.

В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как его изучение в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построения предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.

Изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построении предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.

Изучение синтаксиса должно осуществляться начиная с 1-го класса и иметь тенденцию преемственности (усложнения материала) переходя из первого класса во второй, из второго в третий и т.д. От элементарных представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, учащиеся переходят к изучеию главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами.

Первоначальный этап совпадает с периодом обучения грамоте. В этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения. Уже в букварный период целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов). Наблюдая над главными членами предложения, учащиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения. По мере изучения предложения укрепляется представление о его составных частях, в частности, о словосочетании. Одновременно углубляется знание учащихся о каждом члене предложения.

В начальной школе учебный материал о предложении изучается таким образом, что в течение всего года работа над предложением пронизывает все другие темы, хотя, в целом, объем синтаксического материала мал. Ведущим при усвоении предложения является развитие у учащихся правильного представления о членах предложения.

Младшие школьники усваивают, что все члены предложения делятся на две большие группы: главные и второстепенные. В начальных классах традиционной школы члены предложения не дифференцируются. Для усвоения предложения раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены составляют структурную основу предложения, они нередко берут на себя и основную смысловую нагрузку, а второстепенные выполняют функцию уточняющую (хотя и не менее важную для выражения мысли).

Для раскрытия сущности второстепенных членов учащиеся проводят анализ предложения и устанавливают, какие члены предложения уточняются второстепенными членами. Особенно наглядно специфика второстепенных членов выступает в процессе распространения предложения. Например, учащимися записано предложение: «Ласточка улетает».

Чтобы мысль была выражена более полно, им предлагается включить в предложения слова, отвечающие на вопросы: куда? и когда? Отвечая на эти вопросы, учащиеся наглядно убеждаются в том, что какой член распространяется, становится более точным.

Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений.

Словосочетание выделяется как компонент предложения и воспринимается уже в начальных классах на основе его существенных признаков. Сам термин «словосочетание» не имеет в учебниках для начальной школы определения.

Но практически младшие школьники подводятся к осознанию следующих существенных признаков словосочетания:

1. Словосочетание – это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически.

Например, в предложении «Российский космонавт облетел Землю» два словосочетания: а) Российский космонавт; б) облетел Землю.

2. В словосочетании одно слово главное, а второе – зависимое. Главное – это слово, от которого ставим вопрос, а зависимое – то, которое отвечает на вопрос.

Умение выделять словосочетание в составе предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки. Используется система упражнений, которая направлена на то, чтобы учащиеся поняли сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания.

Особенно эффективными являются следующие виды упражнений:

Восстановление деформированного предложения.

  • Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов находят словосочетание.

Деление сплошного текста на предложения.

  • Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.

Анализ предложения и составление его схемы.

  • Составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам. Где? Что делают? Кто?

Беседа по содержанию. Деление текста на предложения.

- О ком этот рассказ?
- Предложение в сплошном тексте выделим по вопросам – помощникам. В каждом предложении о чём-то говорится и что-то говорится.
- О чём и что именно говорится в 1 предложении?
- Прочитайте 2 предложение.
- О чём сообщается в 3 предложении?
- Прочитайте весь текст, голосом выделяя предложения (хором, затем цепочкой по одному предложению).

В первом классе учащиеся должны знать: речь состоит из предложений, предложений и слов. Предложение выражает законченную мысль;
уметь: членить речь на предложения, выделять основу предложения, устанавливать (устно) связь между словами в предложении, состоящем из трёх-четырёх слов. Интонационно правильно произносить повествовательные и вопросительные предложения. Правильно записывать предложения: заглавная буква в начале предложения, точка в конце его, писать слова отдельно друг от друга.
.
Во втором классе должны знать:

  • отличие словосочетания от предложения, особенности главных и второстепенных членов предложения;

Уметь:

  • из сочетаний слов составлять словосочетания, выделять из предложения словосочетания, составлять из словосочетаний предложения;
  • распознавать границы предложений, восклицательные и вопросительные предложения; выделять подлежащее, сказуемое;
  • находить второстепенные члены предложения;
  • выразительно читать и произносить предложения изученных видов.


В третьем классе должны знать:

  • предложение и словосочетание, главные и второстепенные члены предложения;

Уметь:

  • производить разбор по членам предложения (по данному порядку);
  • устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания;
  • правильно ставить знаки препинания в повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях.

В четвёртом классе должны знать:

  • предложение и словосочетание, главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения;

Уметь:

  • производить разбор по членам предложения (по данному порядку);
  • устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания;
  • правильно ставить знаки препинания в повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях.

Непрерывность синтаксической работы учащихся обеспечивается в двух вариантах: аналитическом (выделение предложений из текста, их анализ) и синтетическом (составление словосочетаний и предложений, их интонирование, запись, включение в текст).

Основные темы синтаксического курса:

  • Предложение, его словесный состав и его моделирование;
  • Обозначения начала и конца предложения, интонации;
  • Простейшие типы предложений;
  • Главные члены предложения;
  • Выделение предложений из текста;
  • Составление предложений и их запись;
  • Смысл предложения, выявление связей между словами в предложении – членами предложения и т.п.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены