РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Совершенствование контроля за знаниями учащихся в рамках государственных образовательных стандартов (из опыта работы)

Сурнакина Светлана Александровна

В государственных образовательных стандартах по школьным дисциплинам дан обязательный минимум содержания основных образовательных программ базового и профильного уровня и сформулированы требования к уровню подготовки выпускников начальной, основной и старшей школы на основе следующих подходов: знать понимать уметь использовать.

"Основу содержания литературного чтения, как учебного предмета, составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики", - подчеркивается в документе. Поэтому работа с текстом должна стать центром деятельности учителя и учащихся на уроке и дома. Следовательно, внимание к чтению, забота о его организации в каникулярное время, истолкование текста на занятиях, вооружение детей алгоритмом анализа, теоретико-литературными знаниями как инструментарием анализа остаются центральным направлением в нашей работе. В соответствии же с требованиями к уровню подготовки выпускников следует обратить особое внимание и на развитие умений учащихся владеть способами познавательной деятельности, рационально организовывать информационные умения, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Стандарт ориентирует педагогов на достижение нового качества образования - это не только предметные знания, умения и навыки, но и общие учебные умения, навыки и способы деятельности, которые соотносятся с блоками соответствующих личностных качеств: когнитивных (умения задавать вопросы, анализировать факты и т.п.), креативных (умения нешаблонно мыслить), оргдеятельностных (умение ставить цели и планировать деятельность для их достижения), коммуникативных (умение взаимодействовать с окружающими людьми), мировоззренческих (представление о природе, обществе, родине, способность к самопознанию и саморазвитию).

Общеизвестно, что об обученности судят по конечному результату, по тому, насколько успешно учащиеся усвоили программный учебный материал и
насколько у них сформированы предусмотренные программой знания, умения и навыки. Исходя из вышеизложенного, мы прекрасно понимаем, что те умения и навыки, сформированности которых требует Стандарт, оценить традиционными методами не представляется возможным. Тут нужны другие, современные формы контроля. К современным формам контроля относят самоконтроль, самопроверку, мониторинг учебной деятельности. Особым способом фиксированного контроля является тестирование.

В настоящее время тестирование находит все более широкое применение в диагностике знаний учащихся по различным предметам. На уроках в начальной школе часто используется данный метод. Всё это показывает, что проблема эта не новая, но важная. Учитывая ее важность, я считаю необходимым для себя более глубоко изучать имеющуюся научную, педагогическую и методическую литературу по теме: "Тестирование", использовать методы тестирования на своих уроках.

Виды тестов

На уроках в начальной школе используются следующие виды тестов:

  • по форме,
  • по способу предъявления,
  • по цели назначения,
  • по виду деятельности,
  • по месту использования,
  • по объему содержания и времени проведения.

Виды тестов по форме:

  • тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых вариантов);
  • тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым),
  • тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа)

Виды тестов по способу предъявления:

  • с предъявлением готового ответа;
  • с предъявлением ответа в краткой форме;
  • с предъявление развернутого ответа.

Виды тестов по цели назначения:

  • первичное закрепление;
  • контроль ЗУН;
  • разминка в начале урока;
  • тренажер.

Различные виды тестовой деятельности:

  • самостоятельная работа;
  • контрольная работа;
  • фронтальный устный опрос;
  • тренировочная работа;
  • зачетная работа;
  • индивидуальный опрос по карточкам;
  • заполнение пропусков;
  • сопоставление явления (события) и его характеристики;
  • распознавание понятия;
  • составление последовательности.

Таким образом, различные виды деятельности кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов.

Виды тестов по месту использования (этапы урока):

  • актуализация знаний;
  • первичное закрепление;
  • упражнения;
  • контроль знаний

Виды тестов по объему содержания и времени проведения (контроль знаний обучающихся):

  • стартовый контроль;
  • тематические тесты;
  • итоговый контроль;
  • промежуточная аттестация;
  • итоговая аттестация.

Тесты предполагают владение учащимися определённым объёмом информации, поэтому они чаще всего применяются при закреплении или повторении знаний. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися учебного материала и в соответствии с этим провести коррекционную работу.

По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Выбирая индивидуальный подход, учитель проводит тестирование с каждым учеником по отдельности, подбирая соответствующие тесты для конкретного учащегося. Данный подход требует больших временных затрат, но позволяет учителю контролировать функциональное состояние каждого испытуемого (тревожность, утомляемость и др.) и оказывать необходимую помощь тем ученикам, у которых возникли затруднения при работе с тестами во время группового тестирования.

Теоретические и практические результаты методической работы дали возможность сделать следующие выводы.

Использование тестовой формы контроля имеет целый ряд положительных характеристик:

  • высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;
  • воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности; развивает память, вариативно-логическое мышление;
  • умение делать правильный выбор; делает процесс обучения интересным для ребёнка;
  • снижает уровень тревожности;
  • экономит учебное время, которое идёт на опрос учащихся;
  • разнообразит процесс обучения;
  • проверка большого объёма учебного материала;
  • быстрота проверки выполненной работы;
  • удобство обработки результатов работы;
  • помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний;
  • даёт возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками: большая вероятность выбора ответов наугад; невозможно проследить процесс выполнения задания, логику рассуждения ученика.

Применение метода тестирования на уроках в начальной школе не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в начальной школе и оправдали себя в практике её работы. Следовательно, тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.

Тест по русскому языку (4 класс)

  • Тема. Главные и второстепенные члены предложения.
  • Планируемые результаты: определять главные члены предложения
  • Умения: различать подлежащее и сказуемое, различать вопросы главных членов предложения.

1. Какие слова являются главными членами в предложении:

Недалеко от лесной опушки рос старый дуб.

а) старый дуб;
б) дуб рос;
в) рос недалеко,
г) недалеко от опушки

2. Подчеркни правильный ответ.

Второстепенные члены предложения – это

а) подлежащее;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
г) сказуемое;
д) определение;

3. Соедини стрелками.

1) Что обозначает сказуемое? а) О ком или о чём говорится в предложении.

2) Что обозначает подлежащее? б) Действие предмета.

3) На какие вопросы отвечает сказуемое? а) Кто? Что? 

4) На какие вопросы отвечает подлежащее? б) Что делает? Что делал? Что будет делать?

4. Разбери предложение по членам предложения:

Пушистые снежинки кружились в воздухе.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены