РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современные педагогические технологии обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС

Кошкина Ольга Сергеевна

В настоящее время школа ставит своей целью достижение нового, современного качества образования, решение жизненно важных задач и проблем. Выходя из стен начальной школы, ученик должен овладеть умением учиться. Прежде всего, деятельность учителя должна быть направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии. Что же такое педагогическая технология?

Педагогические технологии – совокупность методов, средств, приёмов, используемых в общении и для достижения положительного результата обучения.

Особенностям новых стандартов отвечают следующие образовательные технологии:

  1. Технология личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно - деятельностного подхода
  2. Технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
  3. Технологии, основанные на создании учебных ситуаций
  4. Технологии, основанные на реализации проектной деятельности
  5. Технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс.
  6. ИКТ
  7. Здоровьесберегающие технологии
  8. Технологии активных методов обучения
  9. Технология опережающего обучения

Разберём подробнее каждую технологию.

Проектная деятельность

Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся применения знаний для решения проблемных заданий. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

Этапы деятельности:

  1. Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким - либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов….)
  2. Формулирование цели и задач деятельности.
  3. Составление плана и программы.
  4. Выполнение плана.
  5. Презентация готового продукта.

Примеры проектной деятельности: подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов…).

Информационные и коммуникативные технологии

Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.

В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступают следующие:

  • Формирование первичных навыков работы с информацией – её поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;
  • Освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами (с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками; инструментами коммуникации (с Интернетом).

Технология проблемно-диалогического обучения

Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы работы:

  • создание проблемной ситуации,
  • формулирование учебной проблемы,
  • актуализация имеющихся знаний для решения проблемы, открытие нового знания,
  • применение нового знания,
  • выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т.д.

Технология работы с текстом

Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших коммуникативных умений.

Цель технологии – полное понимание текстов.

Средство – три этапа работы с любым текстом:

  1. до чтения текста – просмотровое чтение;
  2. во время чтения текста – изучающее чтение;
  3. после чтения текста – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.

Полное понимание текста – это вычитывание трёх видов текстовой информации:

  • фактуальной (о чём в тексте сообщается в явном виде);
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»);
  • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).

Технология оценивания образовательных достижений учащихся

Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.
Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик чётко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.

Технология развития критического мышления

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению заний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии используют на уроках, в основном в 1-2 классах. Считают, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).

Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнавали о том, что нового он открыл для себя.

Основу технологии составляет трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идёт работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т.д)

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане прирощенного знания, а так же сам процесс, методы и приёмы.

Игровые технологии

Позволяют развивать все виды универсальной деятельности младших школьников:

  • осваиваются правила поведения и роли в группе;
  • рассматриваются возможности самих групп;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшение психологического климата в детских коллективах, приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников, повышение концентрации внимания, снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Организация учебной деятельности с учётом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • соблюдение санитарно – гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
  • рациональная плотность урока (время затраченное школьниками на учебную деятельность должно составлять не менее 60% и не более 75- 80% )
  • четкая организация учебного труда;
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • смена видов деятельности;
  • обучение с учётом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестический и т.д.);
  • место и длительность применения ТСО;
  • включение в урок технологических приёмов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
  • индивидуальный подход к учащимся с учётом личностных возможностей;
  • формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • благоприятный психологический климат, ситуация успеха и эмоциональные разрядки;
  • профилактика стрессов: работа в парах, группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища;
  • стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
  • целенаправленная рефлексия в течение всего урока и его итоговой части.

Технологии активных методов обучения.

Технология активных методов обучения – это упорядоченная система активных методов обучения, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной, практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

Активные методы строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы. Они характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно – эмоциональной сферы личности обучающегося
  • раскрытие личностно – индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных навыков: способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и чётко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.

Технология опережающего обучения

Технология опережающего обучения – технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начинается изучение её по программе.

Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет сформулировать умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
  • сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

Список рекомендованной литературы (интернет-источники):
1. https://proshkolu.ru/user/v-smolentseva/blog/426726
2. https://studfiles.net/preview/1741913/page:14/
3. http://ped-kopilka.ru/blogs/lyubov-anatolevna-shrainer/avtorskaja-statja-o-sovremenyh-pedagogicheskih-tehnologijahkak-obektivnaja-potrebnost.html
4. http://открытыйурок.рф/статьи/626260/
5. https://clck.ru/3CbhfP
6. https://ppt4web.ru/pedagogika/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-v-nachalnojj-shkole.html
7. http://открытыйурок.рф/статьи/655434/
8. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/pedagogicheskaja-masterskaja/32953-sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-pri-vn.html
9. http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/proektirovanie-sovremennogo-urokav-nachalnoj-shkole-v-sootvetstvii-s-fgos-noo-153524/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-24.html

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены