РАЗРАБОТКИ
|
Формирование исследовательских умений младших школьников посредством использования интерактивных методов на уроках литературного чтенияЕлена Михайловна Баумгертнер, "Современный национально – педагогический идеал, - по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, - это ответственный, инициативный, компетентный гражданин России". Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что – то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы ключевых компетентностей, сделать самостоятельный выбор, принять решение. А если ребёнок владеет алгоритмом исследования, то он изучит ситуацию. Для этого надо отточить исследовательские умения. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях. Один из ключевых принципов построения стандартов второго поколения: Это связано, сегодня, с применением интерактивных методов обучения, где происходит взаимодействие или беседа, диалог с чем – либо или кем – либо. Следовательно, интерактивное обучение на уроках, в частности литературного чтения – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Чтение, наравне с русским языком и математикой, занимает особое место в учебном материале ФГОСа второго поколения. Какие основные группы умений, входящих в исследовательскую компетентность, разработаны в стандартах второго поколения:
Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что формирует исследовательские умения. Я составила карту "Характеристики учащихся по уровню сформированности исследовательских умений и навыков". Группа / Количество учащихся класса 1 группа / 3 человека
2 группа / 5 человек
3 группа / 2 человека
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс формирования исследовательских навыков. Основная идея: проблемное обучение рассчитано на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. Какие формы взаимодействия, по характеру общения с учениками, использую в ходе различных этапов учебной деятельности. 1. Коллективно – распределённая деятельность – коллективное размышление, дискуссия и совместные поиски:
2. Диалоговое общение между учителем и учащимися, между обучающимися:
3. Общение по типу «учитель – ученик» в момент постановки проблемы:
4. Работа в паре «ученик – ученик» во время проведения самоконтроля и самооценки:
5. Групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи. Работа в группе осуществляется по следующему плану:
- перенос акцента на поисковую и творческую деятельность; 6. Межгрупповое взаимодействие при обобщении, выведении общих закономерностей, формулировании выводов. Деление класса на группы по способностям учащихся. В каждой группе равное количество сильных и слабых детей. Ученик – консультант обязательно руководит ходом работы в каждой группе.
7. Индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ:
Участие учеников в конкурсах.
В результате применения интерактивного метода обучения на уроках литературного чтения: учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми; организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Таким образом, интерактивные методы обучения способствуют формированию исследовательских умений. Фрагмент урока в 4 классе по теме "Сказка мудростью богата". Цель: сделать сравнительный анализ сказок о мудрости. Работа в трёх малых группах: заполнение таблиц. Заполнение сводной таблицы на доске. - Так почему же три эти сказки стоят рядом в нашем разделе? - Случайно ли авторы – составители поставили рядом 3 сказки разных народов с почти одинаковыми названиями? - Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Ум, находчивость, метко сказанное слово, житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены