РАЗРАБОТКИ
|
Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классовСтудентка Аннотация: В статье рассматривается использование игровых технологий для формирования функциональной грамотности младших школьников, что актуально в условиях современного образования. Автор анализирует проблему недостаточной интеграции игровых методов в обучении и предлагает конкретные подходы, включая разработку сборников интерактивных игр и учебных ситуаций, направленных на развитие ключевых компетенций. Перспективы дальнейшей работы связаны с расширением спектра используемых методик. В связи с введением ФГОС НОО нового поколения наравне с классическим определением термина «грамотность» возникло понятие «функциональная грамотность». Выделяют так же следующие компоненты функциональной грамотности:
Система образования в начальной школе направлена на развитие функциональной грамотности у детей, что включает умение эффективно взаимодействовать с социумом, адаптироваться к условиям и применять приобретенные знания на практике. Важно, чтобы младший школьник был способен мыслить творчески, обсуждать и защищать свою точку зрения, а также работать в группах. Ключевыми признаками функционально грамотного ученика являются: готовность к взаимодействию с окружающим миром, способность решать как учебные, так и жизненные задачи, умение строить отношения в коллективе и рефлексировать свою деятельность. Функциональная грамотность – это способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основы функциональной грамотности закладываются именно в начальных классах, когда происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Несмотря на смену вида деятельности обучающихся, поступивших в начальную школу, я вижу важность сохранения игровых видов деятельности, чтобы облегчить процесс формирования у обучающихся функциональной грамотности. Использование игр для формирования функциональной грамотности у учеников начальной школы основано на их способности развивать широкий спектр навыков через активное участие в учебном процессе. Игры позволяют детям не только усваивать знания, но и учат их применять их в реальных жизненных ситуациях. Это способствует развитию критического мышления, коммуникативных и социальных навыков, что является основой функциональной грамотности. Игры, например, экономические или ролевые, помогают детям научиться принимать решения, работать в коллективе и планировать действия, что особенно важно в условиях быстро меняющегося мира. Таким образом, игровой подход способствует не только лучшему усвоению теоретического материала, но и подготовке учащихся к реальным жизненным вызовам. Исходя из этого, на сегодняшний день развитие функциональной грамотности у младших школьников, стоит очень остро у современных педагогов. Практическая часть. Был разработан сборник игр, для развития каждого компонента функциональной грамотности. Продемонстрирую две их них: для естественнонаучной, и математической грамотности. Игра: “Экологические герои: Защита нашей планеты” Цель игры: Развитие естественнонаучной грамотности у учеников начальных классов. Игра помогает детям занять активную гражданскую позицию в вопросах охраны окружающей среды, понимая важность естественнонаучных знаний для решения глобальных проблем. Учащиеся научатся разбираться в экологических проблемах и предлагать решения, основываясь на знаниях об экосистемах, циклах природы и устойчивости биологических видов. Описание игры: В этой игре ученики выполняют роль экологов, которые должны помочь Земле справиться с проблемами окружающей среды, такими как загрязнение, изменение климата, исчезновение видов и разрушение экосистем. Каждый ученик или группа получает задания, связанные с конкретными экологическими ситуациями, которые требуют научных знаний и практических решений. Этапы игры: Этап 1: Загрязнение планеты Задание: Учащиеся должны определить, какие загрязняющие вещества оказывают наибольшее влияние на различные экосистемы (воздух, воду, почву) и предложить пути их устранения или уменьшения воздействия. Активность: Группы получают карты экосистем (например, океан, лес, река), на которых они должны обозначить загрязняющие вещества и решить, как с ними бороться. За каждое правильно предложенное решение начисляются баллы. Этап 2: Изменение климата Задание: Учащиеся обсуждают, как изменение климата влияет на экосистемы и живые организмы. Нужно предложить, как можно помочь природе адаптироваться к этим изменениям. Активность: Каждая группа решает, как можно помочь растениям, животным и людям приспособиться к повышению температуры или экстремальным погодным условиям. Важно понимать связь между деятельностью человека и изменением климата. Этап 3: Устойчивость экосистем Задание: Команды изучают, как сохранить устойчивость экосистем и что необходимо делать для защиты исчезающих видов. Активность: Дети работают с карточками с изображениями различных видов животных и растений, обсуждают, как эти виды зависят от своей экосистемы и что можно сделать для их защиты. Этап 4: Заключение — “День Земли” Задание: Каждая группа должна подготовить презентацию по теме, которая затронула их больше всего, и предложить решение актуальной экологической проблемы. Активность: Ученики презентуют свои идеи и получают отзывы от других групп. Самые эффективные и оригинальные предложения могут быть награждены дополнительными баллами. Обоснование для игры: Игра помогает детям не только понять ключевые аспекты естественнонаучных знаний, таких как экосистемы, биологическое разнообразие, цикл воды и углеродный след, но и научиться активной гражданской позиции в вопросах охраны природы. Согласно определению естественнонаучной грамотности, эта игра предоставляет учащимся возможность активно участвовать в решении экологических задач, основываясь на научных данных и принятых решениях. Использование игры в начальной школе важно, поскольку на этом этапе формируются основы мышления, интереса и понимания мира. Игровой формат помогает детям вовлечься в процесс, развивая не только знания, но и навыки критического мышления, принятия решений и сотрудничества в группе. Исследования показывают, что дети, участвующие в подобных играх, начинают более осознанно относиться к вопросам экологии и осознают важность сохранения природы для будущих поколений. Кроме того, такие игры стимулируют любознательность, развивают аналитические способности, укрепляют готовность школьников интересоваться и активно участвовать в обсуждении экологических и природоохранных тем. Включение этих элементов в процесс обучения способствует формированию комплексного подхода к развитию функциональной грамотности в контексте естественных наук, делая знания не только полезными, но и применимыми в реальной жизни. Игра: «Магазин приключений». Цель: Развитие математической грамотности, способности планировать и работать в группе. Описание: Учащиеся должны купить товары для выполнения различных заданий. В игре предусмотрены товары для решения учебных задач (например, задачи по математике, задания по чтению, логические задачи), которые можно «купить» за очки, заработанные на предыдущих этапах игры. За каждый товар (например, книгу по математике или карту для путешествия) нужно решить задачу или ответить на вопрос. Эти задачи связаны с реальными жизненными ситуациями, например, подсчёт бюджета, планирование времени или работы в команде. Правила: Участники начинают с одинаковым количеством очков. Чтобы приобрести товар, нужно правильно решить задачу. Побеждает команда, которая использует свои очки наиболее эффективно, решая задачи и покупая нужные товары. Список литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены