РАЗРАБОТКИ
|
Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьниковПлохой учитель преподносит истину, Идеология, структура, требования, содержание Федерального государственного образовательного стандарта принципиально отличается ориентацией на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности - универсальное учебное действие. Что же вкладывается требованием общества в "умение применять полученные знания"? Анализ этого понятия с различных сторон позволил прийти ученым к следующим выводам - уметь применять - это значит,
Новизна в образовательном процессе, связанная с реализацией ФГОС, предъявляет особые требования и к учителю. Современному учителю необходимо -
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. И, следовательно, деятельность каждого ученика на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима. Ребёнок должен понимать: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Чтобы реализовывать системно-деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями, в своей работе я использую технологии:
Хочу кратко остановиться на каждой технологии, чтобы показать, как они помогают реализовывать системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Технология развивающего обучения (система Л.В.Занкова) По мнению Л.В.Занкова, «пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждение, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками». Методическая цель развивающего обучения по системе Л.В.Занкова – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями:
Таким образом, на уроках использую различные методы, активные формы (групповую работу, работу в парах), разновидности рефлексии, дидактические игры («Найди лишнее», «Продолжи ряд», «Раздели на группы» и др.). Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л.Мельникова) Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит с детьми итог. На таких уроках соблюдаю следующие этапы:
Например,
Технология проектов. При использовании технологии проектов в практической деятельности я придерживаюсь следующего алгоритма: 1. Погружение в проект:
2. Разработка проекта:
3. Технологическая стадия (осуществление деятельности):
4. Заключительный этап:
5. Прогнозирование новых проблем Работу над проектами на уроках начинаю с первого класса. Сначала это простые, краткосрочные коллективные и групповые творческие проекты. Их мы выполняем на уроках технологии (осеннее дерево, аппликация из листьев). Знакомимся с принципами создания проекта, этапами и правилами работы над ним. Постепенно переходим к более сложным, не только коллективным, но и индивидуальным, исследовательским проектам. Проектирование в урочной деятельности использую практически на любых уроках, в том числе, как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепле-ния и отработки навыков решения учебных задач. Например, на уроке математики проект «Панда» (пазлы) Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова) На разных уроках использую основные компоненты данной технологии:
Например, на уроках математики – знакомство с геометрическими фигурами; на уроках обучения грамоте и письму – сведения из русского языка: виды предложений по интонации и по цели высказывания и др. Информационно-коммуникационные технологии ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет развивать те качества личности, которые отвечают требованиям информационного общества, даёт возможность сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Использую ИКТ на различных этапах разных уроков с соблюдением норм Сан-ПиН. Это мультимедийные презентации, видео, работа с интерактивной доской, электронные приложения к учебникам. Таким образом, использование данных технологий с целью реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. У детей формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. А для учителя деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. учителя МБОУ «Михневская НОШ»
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены