РАЗРАБОТКИ
|
Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школеГлавной задачей современной школы является развитие речи и мышления учащихся. Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Одним из показателей умственного и речевого развития учащихся служит богатство его словарного запаса. Чем богаче словарный запас учащихся, тем красочнее и содержательнее его устная и письменная речь. Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, не понимает его настоящего значения, не научилось свободно распоряжаться словом, всегда страдает от этого недостатка при изучении других предметов». Одной из важнейших задач развития речи является упорядочение словарной работы, выделение основных направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. Словарная работа предусматривает четыре направления: 1) Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных ученикам слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в его словарном запасе. 2) Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, то есть развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. Такая работа включает: а) уточнение значений слов путём включения их в контекст, сопоставление близких по значению слов, противопоставление антонимов; б) усвоение лексической сочетаемости слов во фразеологических оборотах; в) усвоение иносказательных значений слов, многозначности; г) усвоение синонимики лексической и функционально-стилистических окрасок слова; 3) Активизация словаря, то есть перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. 4) Устранение нелитературных слов, перевод из активного словаря в пассивный словарь. Это слова диалектные, просторечные, жаргонные. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в I классе. каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Методологические исследования и практика школьной работы показывают, что навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой — изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. Каждый ребёнок по-своему понимает смысл, который закреплён за словом, но дать словесное объяснение он не всегда может. Следовательно, словарные упражнения не должны быть направлены только на механическое запоминание, необходимо воспитывать умение словесно объяснять смысл слов. Языковым материалом для проведения словарно-орфографических упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений. Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты, которые можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами. 1. Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.) 2. Картинный диктант:
3. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания: 1) записать в первый столбик слова — названия животных, во второй — слова — названия растений; 2) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй — слова, в написании которых надо запомнить гласную о, в третий — слова, в написании которых надо запомнить гласную а (комбайн, берег, магазин, впереди, космонавт...); 3) выписать только слова из «Словаря»: Урожай, урожай! Наше лето провожай! 4. Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы. 5. Диктант по памяти:
6. Диктант с комментированием. Учитель называет слово из «Словаря», а учащиеся подбирают однокоренные ему слова и записывают их в тетради. 7. Творческий диктант. Заменить развернутое определение, одним словом.
Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написанных слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек. Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарно-орфографических упражнений должны занимать упражнения лексического характера. Известно, что слово, наряду с фонемой и предложением, является основной единицей языка. Поэтому важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении. Чтобы объяснить значение изучаемого ученикам начальной школы необходимо показывать сам предмет или его изображение. Например, дети рассматривают на предметной картинке изображения инструментов (молоток, топор), называют их, определяют их назначение, объясняют отличительные признаки этих предметов. Можно предложить учащимся и другие виды упражнений, способствующих осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речи. Вот некоторые примеры таких упражнений: 1. Прочитайте и объясните значение изучаемого слова, в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком — о сирени как цветке этого растения.
2. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов: а) Вот и лето подоспело — земляника покраснела. (М. Ивенсен.) б) Земляничка, земляничка — красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. в) Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное. (Этот вид упражнения заканчивается наблюдением над единообразным написанием корня в однокоренных словах.) 3. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:
4. Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь — морковка, жёлтый — желтоватый, чёрный — чёрненький, ветер — ветрище, корова — коровёнка, сверкать — сверкнуть. 5. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофёр. 6. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря».
Организация работы с трудными словами предполагает проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов учащиеся находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контекст. 1. Объясните значение выделенных слов. Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает, синим огоньком. Третий месяц у ворот — это к солнцу поворот. 2. Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова. Советский воин бережёт родной страны покой и славу. С далёкого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата. Только взял боец трёхрядку, сразу видно — гармонист. Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдёт в атаку смело, победит врага в бою. Служил в рядах Советской Армии рядовой Петров. 3. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. 4. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из «Слов для справок»:
Слова для справок: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать. На помощь школьнику приходит ассоциативное мышление – мышление при помощи образов. Наш разум способен устанавливать замысловатые связи между предметами и событиями. Такие связи надолго сохраняются в памяти. Поэтому словарное слово можно проверить, подобрав к нему слово, в котором нужная буква находится под ударением. Ассоциации дети могут составлять сами дома или в классе, рисовать иллюстрации, составлять рассказы. петух – Петя столица - стол иней – белый товарищ – помощь идет вдруг – гром, грянул футбол - боты пирог – пир земляника - земля Для активизации и обогащения словарного запаса учащихся, учитель может использовать игры типа «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?», «Кто быстрее и правильнее?», ребусы, кроссворды. 1. «Кто больше?» а) К данным словам подберите однокоренные слова. Запишите только те однокоренные слова, в написании которых вы не ошибетесь. Герой, комбайн, жёлтый, песок, сахар. б) К любому слову подберите подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы). Сирень, помидор, морковь, огурец, осина... 2. «Кто быстрее?» а) К данным словам подберите противоположное по значению (близкое по значению) слово из «Словаря». Белый — ..., юг — ..., запад — ..., грустно — ..., прощай — ..., плохо — .... б) Вспомните, о ком так говорят. Проехал зайцем; как огурчик; ворон считает; трещит, как сорока... 3. «Кто правильнее?» Кого так называют: тракторист, шофёр, агроном, инженер, директор... 4. «Кто быстрее и правильнее» Подберите подходящее по смыслу слово из «Словаря». Напишите составленные словосочетания. а) Жареный ..., восточный ..., солёный ..., тракторный ..., сладкий ..., сытный ..., школьный ..., прекрасная ..., огородные .... б) Переходить (что?) ..., ехать (на чем?) ..., сварить (из чего?) ..., рисовать (чем?) ..., выращивать (что?) ..., гордиться (кем?) .... 5. «Собери слова» бе, за, рё; са, хар. рсооак - ятбреа – агамниз – 6. «Узнайте слово» Слова спокойно жили в книжке, а) Учитель показывает карточки, а дети пытаются вспомнить слово.
б) Вспомните и запишите слова в тетрадь.
в) Соедини слово с нужной буквой
7. «Кто как подаёт голос» с…бака каркает п…тух чирикает в…робей лает в…рона поёт 8. «Прочтите слово»
б) В каждой строчке спряталось одно словарное слово. Найдите их и выделите цветными карандашами. ПЕНТОВОРЛОПМОЛОКОПАМИТ ВЫРАЬТЭХМРИЧМОРОЗШУФВЫ НИКОСАТРАБОЧИЙДУМИОРЕАС Таким образом, словарная работа на уроках русского языка позволит учителю заинтересовать школьников значением изучаемых слов, обогатит и расширит их словарный запас, поможет сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены