РАЗРАБОТКИ
|
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школеКаждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Вполне естественно, что учителя стремятся найти какие-то новые варианты упражнений, заданий, а для поддержания интереса к изучаемому материалу включить в работу элементы занимательности. Работа по освоению словарных слов строится в несколько этапов:
На первом этапе проводится ознакомление с новым словарным словом. Для этого можно использовать следующие приёмы: Чтение загадки, отгадывание её учащимися. Например, Он и летом и зимой – Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима. Например, воин, боец-солдат; угольный, вороной – чёрный. Стихотворные строчки «Доскажи словечко». Например, Нужно дров нам напилить, Ввести новое словарное слово можно с помощью создания игровых ситуаций или демонстрации предметов. Вслед за представлением нового словарного слова, идет его толкование. Объяснение значения слова осуществляется путём комментирования при демонстрации конкретных предметов, иллюстраций, гербария, макета, предметных или сюжетных картинок, путём замены слова синонимами или антонимами. На этом этапе работы полезно использовать элементы этимологического анализа. Например, в слове берёза в первом слоге пишется гласная е, потому, что слово произошло от слова белая. Так дерево было когда-то названо по цвету его белой коры. После толкования слова ведется наблюдение, сравнение произношения слова с написанием, выделение орфограммы. Для того, чтобы детям лучше запомнилось новое слово, можно использовать такие задания, как: Сделай выбор. Предъявляются рисунки с «лишними» предметами (не словарными). Надо записать только словарные слова. Узнай предмет. По фрагментам изображенных предметов надо узнать весь предмет, записать слово. Отыщи слово. По сюжетным картинкам записать знакомые словарные слова, составить с ними рассказ. Вставь букву. Составь цепочки из слов так, чтобы последняя буква становилась бы первой в следующем слове. Например, хорошо-овёс-сахар-рисунок-картина-автобус. Работая над закреплением знаний о словарных словах, можно выполнять ряд фонетических упражнений. Например,
Прочное усвоение написания словарных слов достигается путем частого повторения их в различных заданиях и упражнениях, непосредственно связанных с изучаемой темой урока. Рассмотрим отдельные виды упражнений при изучении темы «Имя существительное». Из группы слов выписать только имена существительные, выделить орфограммы:
Выписать в первый столбик имена существительные, отвечающие на вопрос: КТО? во второй – на вопрос: ЧТО?
Определить род имён существительных:
Определить склонение имён существительных:
Работая со словарными словами на этапе усвоения и закрепления знаний, можно провести наблюдения над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. Учащиеся находят такие слова, уточняют их значение, сравнивают, сопоставляют, делают выводы. Списать предложения. Что интересного заметили?
Подобрать синоним – словарное слово:
Подобрать словарные слова – антонимы:
Наиболее распространённой формой закрепления и контроля являются такие виды работ: Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова) Одеяло убежало, Написание словарных диктантов: зрительный, слуховой, картинный, выборочный, творческий диктант, диктант с комментированием, диктант по памяти, диктант с использованием загадок. Особой популярностью у детей пользуется разгадывание ребусов и кроссвордов, работа с деформированным текстом, игры со словарными словами, шарады: Мой первый слог – крик птицы, При обучении детей правописанию обязательно необходимо использовать орфографический словарь. Рассмотрим ряд упражнений, связанных с работой по словарю:
Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.
Читайте также:
Всего комментариев: 1
1
slayer1983 • 12:16, 25.12.2022
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Благодарность учителям от родителей на выпускном вечере или последнем звонке Ребенок и школа: как подготовиться, начать учебу и сохранить интерес ребенка к знаниям Безопасность ребенка в Интернете Значение первого родительского собрания Факторы риска возникновения осложнений и трудностей в поведении и развитии личности ребёнка |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены