РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Изучение лексики этнокультурного характера как условие обогащения речи младших школьников на уроках русского языка

Выполнила:
Кабаева Елена Леонидовна,
студент 5 курса ХГУ им. Н.Ф. Катанова, ИНПО

Научный руководитель:
Тургинекова Лилия Халяльевна,
старший преподаватель ХГУ им. Н.Ф. Катанова, ИНПО

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования очень важно развитие этнокультурной компетенции, в соответствии с которой происходит усвоение этнических норм, ценностей, а также обогащение речи младших школьников.

Младший школьный возраст – самый благоприятный этап, для того, чтобы дети могли научиться конкретным культурным ценностям.

Начальная школа – это этап обучения, при котором школьники пытаются овладеть нормами речи и письма, и они также должны научиться использовать языковые средства согласно условиям и задачам речи, чтобы применять их в различных условиях общения. Учитель помогает детям понять требования к языковой активности, правильно создавать фразы, а также контролирует правильность их формулировки, ясность, красочность и содержательность языка.

Поэтому в настоящее время в лингводидактике развивается мысль о том, что лингвистическое образование должно выполнять культуроформирующую функцию, вследствие чего необходимо включать в лексику этнокультурного характера в преподавание русского языка. С точки зрения этнокультурной лексики русский язык представляет собой культуроемкий и мировоззренческий предмет, а также средство, с помощью которого осуществляется изучение окружающего мира, воспитание, формирование духовного и социального опыта.

Для того, что бы дети воспринимали русский язык как историческую ценность и носителя культурного развития народа необходимо создавать такие условия на уроках, благодаря которым можно будет раскрыть особенности родного языка, отражающие многовековую отечественную культуру.

В условиях ФГОС большое значение приобретает деятельностная модель урока, которая содержит структурно-содержательные этапы.

В качестве модели урока русского языка, в том числе с использованием этнокультурного компонента, можем применять следующую:

  1. мотивационно-мобилизующий этап (вовлечение обучающихся в совместную учебную деятельность);
  2. исследовательский этап (понимание и решение учебной задачи путем исследования языкового материала);
  3. этап контроля и самоконтроля;
  4. этап рефлексии

Отметим, что материалы и задания с этнокультурной направленностью можно вводить на любом этапе урока. Особенностью этнокультурных текстов является присутствие элементов национальной культуры, характерных для того или иного народа. Это могут быть тексты о природе, культуре, людях, праздниках, кухне или сказки, пословицы, загадки разных народов. Важно, чтобы уроки русского языка не только побуждали к изучению предмета, но и учили понимать себя и свои национальные, региональные особенности, принимать мир во всем его многообразии.

Представим классификацию этнокультурной лексики по тематическим группам, предложенную Т.В. Яковлевой и В.В. Демичевой:

  1. Наименование сооружений архитектуры и их частей (светлица, терем, палата, кремль, изба, хоромы). Названия утвари крестьянского дома (икона, печь, сундук).
  2. Названия средств передвижения и транспортных средств (сани, тройка).
  3. Наименования традиционных блюд русской кухни и продуктов питания (блины, сбитень, чай, расстегай, водка, щи).
  4. Наименования чинов и сословий (стольник, боярин, князь, стрелец, казак).
  5. Названия музыкальных инструментов (балалайка, гусли). Названия музыкальных исполнителей, форм и танцев (песенник, частушка, хоровод, запевала).
  6. Жанры фольклора (поговорка, загадка, пословица, сказка).
  7. Слова из устного народного творчества (младешенька, витязь, красна девица, травушка-муравушка).
  8. Формы этикета речи (сестренка, батенька, братишка, матушка).
  9. Названия праздников, обычаев и обрядов (Прощеное воскресение, Рождество, Масленица, Крещение).
  10. Лексика, связанная с различными измерениями (золотник, вершок, пуд, пядь, фунт, сажень, верста, аршин).
  11. Символы (Красная площадь, береза).

Представленная классификация условна, так как слова могут выражать дифференцированные понятия и пересекаться в разных контекстах, но она отражает идеи организации лексики этнокультурного характера.

Организуя данную работу по обогащению речи младших школьников в процессе этнокультурной лексической работы на уроках русского языка, необходимо не только открывать новые знания, но и закреплять их. Так же учащиеся занимались сравнением, анализом, составлением словосочетаний и предложений, обобщали и абстрагировали. Поэтому у учащихся укреплялись навыки мыслительной деятельности, формировались навыки самостоятельной работы.

Источники:

  1. Батырева И. Н. Формирование культуроведческой компетенции младших школьников / И. Н. Батырева – М.: Педагогика, 2016. – № 1. – С. 5-8.
  2. Бойнова Т. М. Изучение лексики на основе пословиц и поговорок с архаическими лексическими компонентами в структуре на уроках русского языка / Т. М. Бойнова // Русский язык в школе – М.: Просвещение, 2002. – №3. – С. 36-40.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены