РАЗРАБОТКИ
|
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школеВся наша жизнь складывается из различных проектов. Одной из задач любого человека сегодня – уметь ставить цель перед собой, определять задачи и средства, с помощью которых можно достичь поставленную цель. А задача учителя – ещё научить этому детей. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе, что дети ещё слишком малы и говорить о полноценной проектной деятельности не приходится. Конечно, проекты, представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает учителям метод проектов. Технология проектирования – это одно из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Главными целями введения проектной технологии в начальную школу являются:
Виды проектов:
Организация мини-проектов на уроках русского языка Мне в моей работе помогают мини-проекты, они могут быть как персональными, так и групповыми. Хочу поделиться своим опытом использования мини-проектов на уроках русского языка в начальных классах. Актуальность: в рамках анализа результативности учащихся я выявила проблему низкого уровня запоминания теоретического материала по русскому языку, а именно: запоминать правила, и в этом случае творческий мини-проект становится действенным инструментом запоминания теоретического материала. Основная цель: повысить эффективность уроков русского языка. Задачи:
Ожидаемый результат: способствует повышению навыков самостоятельной работы Особенности организации проектной деятельности в начальной школе «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру. Считаю важным фактором совместную работу с родителями. Для этого провожу родительские собрания, консультации, на которых знакомлю родителей с особенностями проектной деятельности и их роли в подготовке. Совместная работа помогает сблизиться, установить доверительные отношения, осознавать важность исследований в развитии познавательной деятельности ребёнка, а для многих из них становится интересным и захватывающим делом. Проекты получаются интересными, так как это плодотворный совместный труд учителя-ребёнка-родителя. При внедрении метода проекта на своих уроках я использую следующие технологии:
Результативность опыта: Результатом своей деятельности считаю:
В первом классе свою работу я начала с небольших проектов на уроках по обучению грамоте: дети готовили алфавит в картинках «Зоологический алфавит, фруктовый, алфавит игрушек и т.д. Дети готовили мини-книжки: «Звуки», «Загадки о буквах», рисунки. Во втором – третьем классе продолжила работу по разделу «Фонетика и графика». Творческими продуктами стали: «Письмо другу в картинках», конкурсы «Фонетическая эстафета», «Самые умные». Для запоминания частей речи на уроках русского языка использовала интеллектуальные тренинги, морфологические задачки, написание сказок-загадок «Жизнь сказочного героя», с использованием интересных глаголов, составление кроссворда «Число имен существительных», интеллектуальный тренинг, посвященный имени прилагательному («подбери прилагательное к фразеологизму», продолжи ряд эпитетов и т.д.), работа в группах по теме «Служебные части речи». По теме «Разделительный ь и ъ знаки» дети создали мини – проекты «Доброта мягкого знака», «Суровость твердого знака». На уроках использовала орфографические задачки, организовала работу в группах по объяснению пословиц по теме и т.д. Интересной темой для исследования стала работа со словами из словаря. Дети подготовили картотеку словарных слов, выбрали понравившееся слово, нашли о нем информацию из толкового словаря, подобрали стихи, загадки с этим словом, оформили свои работы, иллюстрируя картинками-ассоциациями, например – облАко плАчет, траМвай, шоССе, рАкета, вОкзал и т.д. Целью данного проекта стало: запоминание написания словарных слов, повышение уровня своих знаний о словарных словах русского языка, обогащение словарного запаса. В третьем классе для запоминания падежей изготовили плакаты, схемы, памятки, провели тренинги по составу слова, а также викторины «Что могут приставки», «Найди лишнее слово», «Суффиксы». Для запоминания видов предложений детям был предложен проект «Королевство предложений». Дети собирали информацию о предложениях, придумывали способ запоминания членов предложения, составляли алгоритм синтаксического разбора предложения, рассказы «Что я знаю о простом и сложном предложении» Да, организовать в начальной школе такой сложный вид деятельности, как выполнение проекта задача не простая, требующая от учителя сил, значительного времени, энтузиазма. Но грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдывать эти затраты и даёт ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием ребёнка. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями, осуществляется преемственность. В среднем звене дети уже готовы для выполнения более сложных и долговременных проектов.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены