РАЗРАБОТКИ
|
Создание аудиокниг на уроках литературного чтенияВ век интенсивно развивающихся технологий перед образованием поставлены новые задачи. В связи с этим, в современной педагогике активно используется технология проектной деятельности. Метод проектов относят к технологиям XXI века, способствующим, развитию умения адаптироваться к быстро меняющимся условиям постиндустриального общества. В. В. Гузеев справедливо определил метод проектов как технологию четвертого поколения. Проектная деятельность обеспечивает новый уровень общения с эстетическим объектом (художественным текстом), реализует интерпретационное начало, активизирует личностный взгляд ученика на текст и его автора, содействует межличностной коммуникации в процессе освоения художественной структуры произведения. Возможность по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, позволит отказаться от репродуктивного уровня усвоения материала и выйти на новый уровень осмысления художественного произведения. Интеграция метода проектов и современных средств обучения может привести к новым продуктам деятельности. Одним из таких продуктов может стать аудиокнига. По определению, проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Использование проектной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий, которые являются инструментом овладения учебным материалом. Работа над проектом формирует главное умение школьника – умение учится. Н. П. Терентьева и Е. О. Галицких отмечают, что учебное проектирование в контексте ФГОС рассматривается как самостоятельная деятельность обучающихся по изменению и конструированию практики, жизненных ситуаций, специфическая форма творчества. Образовательный проект выступает как способ осуществления и результат духовно-преобразовательной деятельности при решении конкретной проблемы с получением запланированного результата («продукта»). Проект рассматривается как средство становления субъектной позиции его участников, так как становится способом личностного саморазвития, самореализации. В зависимости от объекта исследования ученические проекты по литературе можно разделить на следующие виды:
По способу организации учебные проекты бывают групповыми и индивидуальными. Они могут осуществляться на уроке (урок-проект) и во внеурочной деятельности. Н. П. Терентьева и Е. О. Галицких, рассматривая проекты по литературе, выделяют
Главная цель осуществления творческого проекта по литературе – это формирование читательской компетенции ученика, способного к полноценному восприятию слова в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Творческий проект по литературе становится эффективным средством воспитания и развития личности. В современном образовании особое внимание уделяется использованию информационных технологий в учебном процессе. К таким технология прибегают с целью создания положительной мотивации школьников, привлечения их к самостоятельной поисковой деятельности, повышения качества обучения. Выше перечисленному способствует использование на уроках аудиокниг. Это не инновационная технология, однако, грани её применения в современном образовании расширяются и приобретают новые, порой неожиданные, стороны. Аудиокниги – это озвученное профессиональными артистами и записанное на звуковой носитель литературное произведение. Применения аудиокниг на уроке требует от учителя тщательной подготовки и высокого уровня методической грамотности. Использование данной технологии имеет ряд положительных сторон. На уроках литературы аудиокнига может стать не только образовательной технологией, но и продуктом деятельности обучающихся. В основе создания аудиокниги лежит работа над выразительностью чтения, которое предполагает вариации интонирования, которые складываются из логического ударения, логических и психологических пауз, повышения и понижения тона голоса, темпа, тембра и эмоциональной окраски. Для того чтобы прочитать выразительно художественный текст нужно уметь определять сверхзадачу исполнения. Работа была разделена на пять этапов: погружение в проблему; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация, и самоанализ (самооценка) результатов. На каждом этапе нами был осуществлен скрытый контроль над деятельностью обучающихся. Для записи аудиокниги обучающиеся выбрали басни И. А. Крылова: «Свинья под дубом», «Ворона и лисица» «Волк и ягненок», «Ларчик», «Кошка и Соловей», «Квартет», «Листы и Корни», «Обоз», «Волк на псарне». В результате получились разные виды аудиокниг: моночтение (монолог) и аудиоспектакли (по ролям). Тип проекта: творческий. По предметно-содержательной области: монопроект. По характеру координации проекта: скрытой координации. Форма организации учебной деятельности – групповая. Оборудование: тексты басен, листы бумаги, цветные карандаши. Продукт проекта: аудиокнига. Изначально нами был задуман проект в рамках урочного времени, но учтя особенности подготовки выразительного чтения, было принято решение о «пилотном» варианте, который предполагал работу с учениками во внеурочное время и представление результатов на обобщающем уроке. 1 этап проекта погружение в проблему. На первом уроке по изучению басен нами была предложена для прослушивания басня И. А. Крылова, которая изучается в начальной школе «Стрекоза и Муравей» в формате аудиокниги в исполнении профессионального артиста В. Гафта. Далее последовали специфические вопросы на анализ чтецкой интерпретации и понимание авторского замысла. Рассказали ребятам о том, что такое аудиокнига, как она создается. Далее мы совершили с обучающимися виртуальную экскурсию в Летний сад, который находится в Санкт-Петербурге, к памятнику И. А. Крылова. Мы познакомили учеников с Летним садом, рассказали историю его создания и остановились у памятника баснописцу. Рассмотрели его позу, выражение лица, обратили внимание на композицию скульптуры, вспомнили басни, героев которых скульптор изобразил, пофантазировали, кого хотели бы озвучить. Также с ребятами вспомнили основные понятия; басня, мораль, иносказание, аллегория. 2 этап проекта - организация деятельности. На этом этапе ученики поделились на творческие группы по симпатиям и начали работу внутри них. Ребята самостоятельно выбрали произведения И. А. Крылова для чтения, опираясь на свой читательский опыт. Данное задание для групп требовало умения договориться, высказывать свою точку зрения и слушать других. Важно было на данном этапе корректировать работу неформальных лидеров, донести, что они координаторы, а не командиры. Далее, на занятиях внеурочной деятельности нами была проведена работа над выразительным чтением по каждой выбранной басне. Для этого мы провели беседу по содержанию, рассмотрели иллюстрации художников, расставили речевую партитуру. 3 этап – осуществление творческой деятельности После работы над выразительным чтением, начинаем запись аудиокниги. Записывали её фрагментарно, по басням, во внеурочное время. На уроке литературы запись аудиокниги возможна, но затрудняется присутствием одноклассников. Фоновый шум, шелест листами тетради, покашливания, щелканье ручкой – это всё сказывается на качестве записи аудиокниги, хотя и поддаётся педагогическому воздействию. 4 этап – презентация творческого продукта Презентация продуктов проектной деятельности состоялась на нескольких группах: в ученическом и родительском коллективе. На обобщающем уроке литературы по басням И. А. Крылова ребята представили результаты проектной работы. С целью организации рефлексии результатов проекта мы обратились к слушателям: Сегодня на уроке вашему вниманию будет представлен проект, над которым работали ваши одноклассники. У каждого из вас на парте лежит листочек. Я прошу вас ответить на вопросы после прослушивания аудиокниги. Вопросы для оценки чтецов одноклассниками:
Презентация аудиокниги началась с прослушивания её одноклассниками. Первые слушатели по достоинству оценили работу обучающихся и поаплодировали чтецам. Не все басни, с которыми работали ученики, были изучены на уроках литературы. Впервые были услышаны: «Два мальчика», «Демьянова уха», «Квартет», «Кошка и Соловей», «Чиж и Голубь». Наибольший интерес зрителей проявился к басням «Два мальчика» и «Демьянова уха». Это объясняется актуальным сюжетом, и, конечно, хорошим исполнением актёров-чтецов. После прослушивания каждой басни, пытались определить, чьим голосом говорил каждый из героев произведения. Интересно, что ребятам было трудно угадать, кому принадлежат наиболее яркие голоса. Например, Ксения К. (роль Лисицы в басне «Ворона и Лисица») так передала манеру общения хитрой лисички, что многие не узнали скромную девочку. Дмитрий в басне (моночтение «Свинья под дубом») так заиграл голосом, что некоторые ребята услышали интонации других ребят. Безусловно, дети при узнавании опирались и на те сложившиеся образы чтения одноклассников, которые были восприняты ранее. Например, Веронику М. (роль автора в басне «Квартет»), Ивана Ж. (роль Феди в басне «Два мальчика»), Глеба Ш. (роль Демьяна в басне «Демьянова уха») безошибочно угадали одноклассники, зная их манеру исполнения и особенности дикции. Большинству одноклассников (96%) аудиокниги одноклассников в целом понравились. Отрицательное мнение сложилось только у одного ученика. Причиной послужили скорее межличностные отношения, чем итоговый продукт проекта. Ответ Григория Г. нёс субъективную оценку и был не аргументирован. С аудиокнигами мы познакомили и родителей. Было приятно наблюдать удивленные лица мам, пап и бабушек, которые и не догадывались, что дети способны так искусно читать басни. В ходе опроса родители отметили высокую заинтересованность детей в результате проекта, выразили надежду на дальнейшее продолжение работы. На заседании кафедры русского языка и литературы мы также представили результаты своей проектной деятельности и познакомили с технологией создания аудиокниги. Учителя-словесники отметили качественную работу учащихся и интересную форму работы над произведением. Для учителей литературы такая форма работы будет интересна тем, что традиционный приём литературного образования включён в контекст системно-деятельностного подхода, ориентированного на метапредметные и предметные результаты. Были озвучены и опасения об утрате значения бумажной книги в жизни школьника. Выяснили, что готовые аудиокниги используют учителя-предметники (на уроках), классные руководители (при проведении классных часов) и школьники (при прослушивании произведений школьной программы и книг свободного чтения). Вашему вниманию мы представляем одну из страниц нашей аудиокниги. 5 этап - рефлексия Для подведения итогов проектной работы нами была проведена рефлексия – письменные ответы на вопросы:
Анализируя письменные ответы на вопросы, большинство отмечают, что хотели попробовать себя в роли актёров и дикторов. Отрадно, что все обучающиеся понимали, сколько усилий нужно приложить, чтобы получился качественный продукт. Поэтому в ответе на второй вопрос многие отметили регулярные репетиции выразительного чтения басен. Ксения К. придумала, как повысить продуктивность работы и для этого записывала на диктофон телефона «пробную аудиокнигу» своей группы, а после прослушивания ребята обсуждали успехи и недочеты чтения друг друга. Считаем, желание участвовать в подобном проекте положительным результатом успешной работы. При организации проектной деятельности столкнулись с рядом трудностей. Во-первых, в условиях урока учителю не представляется возможным долгая работа с одним учеником, но даже короткое воздействие приносит свои плоды. Во-вторых, неоднородность группы по способностям. В какой-то момент некоторые ученики устав, стали отстраняться от работы. При этом остальные, «не заметив потери бойца», продолжают увлеченно работать. В нашем случае ученик отвлекся на представление процесса записи аудиокниги и быстро был вовлечен в процесс работы, после того, как получил ответы на свои вопросы. Нами была организована проектная работа по созданию аудиокниги. С уверенностью можно отметить успешность проведенной работы. Это подтверждают и горящие глаза ребят, которые каждую свободную минуту посвящали чтению басен, и отзывы родителей и коллег. Привлечение новых форм работы увлекает детей, повышает интерес к предмету, помогает справиться с внутренними страхами и комплексами. Работа в проекте дала возможность ребятам по-своему воспринять текст басни, её героев и их характеры. Через выразительное чтения с помощью искусства владения голосом каждый ученик смог продемонстрировать свое прочтение текста. Чье-то видение совпадало с авторским, а чье-то отличалось. При прослушивании фонохрестоматийной записи «Стрекоза и Воробей» в классе развернулась дискуссия по поводу оценки героев. Кто-то жалел Стрекозу, а кто-то осуждал её леность и беспечность, и соглашался со словами Муравья. Анализируя басни, ученики дают свою оценку поступкам героев, обращают внимание на различные модели поведения. Отражение в баснях социальных, философских, нравственных вопросов оказывает воспитательное значение и играет роль в ценностном самоопределении личности. При работе над творческим проектом была создана мотивация чтения, озвучены различные интерпретации и постигнут авторский смысл текста, который скорректировал имеющуюся интерпретацию. Вариативность чтецких интерпретаций является знаком творческой читательской работы. Можно сделать вывод, что работа над творческим проектом способствует активизации читательской деятельности обучающихся.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены