РАЗРАБОТКИ
|
Проектная деятельность как основа формирования общеучебных умений и навыковДети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала. Когда я иду на урок, мне всегда хочется подарить детям праздник познания, увидеть блеск и радость в их глазах, помочь преодолеть страх перед новым, неведомым, создать психологический комфорт для каждого ученика, чтобы ему вновь и вновь хотелось возвращаться за парту. Что такое урок? Каким он должен быть для современных детей? Ведь ученик 21 века отличается от школьников прошлого столетия. Да и образовательные стандарты ставят перед нами новые задачи: формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю рабочих группах, быть открытыми для новых мировых контактов и культурных связей, готовить школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологическом обществе. Это задачи достижения высокого уровня социальной компетенции, социального самоопределения, конкурентоспособности и, следовательно, жизненного успеха. Основная цель современного образования - научить школьника учиться. Иначе говоря, УЧИТЬ СЕБЯ. Одним из эффективных средств решения поставленных задач является проектная деятельность. Под проектом понимается «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета». Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности:
Проектная деятельность, по мнению психологов, помогает устранить несколько проблемных особенностей детей младшего школьного возраста. Возрастные особенности: слабость произвольного внимания Возрастные особенности: быстрое утомление при однообразной работе Возрастные особенности: младшие школьники любят коллективные занятия, но у них отсутствует навык совместной и самостоятельной деятельности Возрастные особенности: начало осознания моральных устоев Такая работа оптимально соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей младшего школьного возраста. Система проектной деятельности охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность. В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, во внеурочное время (через кружковую работу). В связи с этим уроки и внеурочные мероприятия планируются с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают специфические черты проектной деятельности. С моими учениками, первоклассниками, я начала работу с коллективных игр, которые способствовали формированию коммуникативных компетенций. Затем проводилось несколько тренировочных занятий на формирование умений самостоятельно и совместно принимать решения, на решение творческих задач. Например: дорисуй предмет самостоятельно. Затем аналогичное задание предлагалось группе детей: продолжи рассказ на определенную тему, подбери слова (ассоциации). Еще одно из интересных занятий – это постановка сказки по обозначенным ролям и т.д. После того, как дети научились немного слушать, слышать своего одноклассника, принимать общее решение, спокойно реагировать на замечания со стороны ребят, мы начали постепенно заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Самым главным было научить ставить перед собой задачи и давать ответы на мотивирующие вопросы. (Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можно это сделать? Что получилось? Что не получилось? Что ещё нужно дополнить?). Сначала работали над следующими типами проектов:
Затем перешли к исследовательским проектам (сформулирована проблема исследования, осуществлено выдвижение гипотез, сделаны выводы, оформлены результаты). Следующий этап - творческие проекты (в таких проектах следует договориться о планируемых результатах и форме их представления). В ходе такой работы мы с ребятами подготовили несколько проектов. Вот самые интересные. 1 класс. Предмет: Обучение грамоте Тема: Изучение букв Проект:
Предмет: Литературное чтение Тема: Загадки, считалки, скороговорки Проект:
2-3 классы. Предмет: Математика Тема: Вес Проект:
Тема: Числа Проект:
Тема: Сборник задач Проект:
3-4 классы. Предмет: Окружающий мир Тема: Мир вокруг нас Проект:
Проводим несколько экскурсий по зоопарку, работу распределяем по группам: картографы – составление плана зоопарка; экскурсоводы – проведение экскурсий; аналитики - опрос посетителей зоопарка; фотографы – фотографирование, составление монтажа…. Результат – раскраска-путеводитель по зоопарку с описанием животных; вырученные средства с продажи брошюры перечислены на счет для строительства павильона пингвинов и жирафов.) 3-4 классы. Предмет: Литературное чтение Тема: Сказка «Гуси-лебеди» Проект:
Тема: Сборники рассказов «Кот, котенок, котище» Проект:
Распределение обязанностей: оформитель, художник, отвечающий за презентацию сборника. Индивидуальная работа - сочинение рассказов. Затем объединение их в один сборник. Тема: Сборник «Времена года» Проект:
Презентация сборников проходит в виде защиты своей книги. 2-3 классы. Предмет: Внеурочные проекты Тема: Помоги лесу! Проект:
(Индивидуальный проект одного из учеников, который перешел в коллективный проект по сбору макулатуры «Спасём леса!» и высадкой молодых кустарников возле школы). 3-4 классы. Предмет: Внеурочные проекты Тема: Классная газета «Классный ералаш» Проект:
Сменный состав редколлегии. Выбираются темы, распределяются роли: журналисты, фотографы, корреспонденты, издатели, главный редактор. Работа над проектной деятельностью позволила научить многих ребят работать в группе, в паре, уметь договариваться между собой, приходить к единому выводу. Начала формироваться позитивная самооценка, самоуважение, уважение к своим одноклассникам. Появилась заинтересованность в работе не только такого вида, но и ко всей учебной деятельности. Стало выше качество успеваемости. Ученики активно участвуют в различных конкурсах, интеллектуальных играх. Есть победители районной и городской научно-практической конференции «Мое первое исследование», есть даже победитель международного конкурса «Цифровой ветер». В результате проектной деятельности ребята стали мыслить творчески, более активными; например, заняли первое место в школьном конкурсе «Класс года». Итак, проектная деятельность помогает ребенку, проявлять индивидуальные творческие способности, облегчает общение, формирует базовые компетенции школьника, развивает духовно-нравственное начало, помогает открывать в ученике новое, а это для нас, педагогов, основная задача. Нельзя не согласиться со словами Н.Д.Гальсковой: «Замечательная черта - постоянно изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены