РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектно-исследовательские работы экологической направленности как условие формирования познавательных УУД младших школьников

Новый ГОС в современной начальной школе ориентирован на формирование у младших школьников, так называемых универсальных учебных действий. Термин «универсальные учебные действия» означает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса; полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности [1].

В стандарте выделены четыре вида универсальных учебных действий:

  • личностные (внутренняя мотивация к учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение);
  • регулятивные (способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия);
  • познавательные (умение использовать знаково-символические средства, овладение действиями моделирования, широким спектром логических действий и операций, общими приемами решения задач);
  • коммуникативные (умение учитывать позицию собеседника, партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи).

Чтобы ребенок захотел чем-то заняться, он должен сначала удивиться. А если у него есть возможность еще и восхититься, то уж точно произойдет та самая «вспышка интереса», то главное событие, побуждающее учащегося к действию. Чтобы ребёнок хорошо, с радостью учился, нужно его задатки (познавательные процессы) преобразовать в познавательные способности. Для этого нужен мотив, который разовьёт познавательный интерес, познавательную активность детей. И только участие в познавательной деятельности поможет решить эти проблемы.

В современной начальной школе реализуются разные технологии обучения, направленные на формирование указанных в стандарте результатов, в том числе и проектно-исследовательская деятельность [2].

Под проектно-исследовательской деятельностью подразумевается специально организованная учебно-познавательная деятельность учащихся по проектированию индивидуального или коллективного исследования, которая предполагает:

  • постановку образовательных задач;
  • планирование хода и способов исследования;
  • определение ожидаемых результатов и продуктов;
  • развертывание деятельности по решению личностно значимых образовательных задач (инициатив);
  • создание конкретного продукта [3].

Главное, чтобы виды проектной деятельности были адекватны возрасту, чтобы весь процесс был окрашен положительными эмоциями, поскольку любая проектная деятельность осуществляется исключительно на добровольной основе. Особенно удачные проекты те, которые основаны на наблюдении младших школьников.

Стоит отметить, что при организации и проведении такого вида работы с учащимися, важными считаются такие методические моменты, как:

  • организация экскурсии, прогулок-наблюдений;
  • организация совместно с младшими школьниками социальных акций;
  • проведение опросов;
  • установка на организацию различного рода исследований;
  • интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика. Учитель постепенно превращается в коллегу, в старшего партнѐра по исследованию и разработке проекта. Работа над проектом ведется поэтапно [4].

Первый шаг – создание учебного сообщества, т. е. группы детей, способной организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы.

Второй шаг – выработать правила работы в группах. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. После того как спланирована работа, наступает пора действовать. И это уже третий этап.

На третьем шаге учащиеся все делают сами. Когда им не хватает знаний, каких-то умений наступает благоприятный момент для поиска дополнительной информации.

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Важный вопрос – это оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов.

Организация непрерывного экологического воспитания осуществляется в педагогическом процессе учителями начальной школы на уроках окружающего мира, и во внеурочной деятельности, учителями-предметниками (биологии, экологии), родителями, педагогами учреждений дополнительного образования детей (кружки, секции). К сожалению, в настоящее время учебные заведения испытывают острую нехватку социально ориентированных наглядных пособий, разработок экскурсионных маршрутов по экологическому образованию и просвещению [5].

Чтобы ребёнок хорошо, с радостью учился, нужно его задатки (познавательные процессы) преобразовать в познавательные способности. Для этого нужен мотив, который разовьѐт познавательный интерес, познавательную активность детей. И только участие в познавательной деятельности поможет решить эти проблемы. Такой познавательной деятельностью стала проектная, исследовательская деятельность по изучению родного края. Природа, экология и оздоровление стали тем мотивом, который затем развил познавательный интерес, творческую активность, формировал познавательные универсальные учебные действия учащихся класса.

Для реализации повышения уровня экологической культуры у младших школьников средствами учебного проекта были выделены педагогические условия:

  • использование экологического материала в содержании учебных проектов;
  • организация совместной работы младших школьников и родителей при создании учебных проектов.

Реализация первого педагогического условия - использование экологического материала в содержании учебного проекта, осуществлялась с помощью проекта «Красная книга, или возьмём под защиту».

Младшие школьники получают письмо от животных, занесённых в красную книгу, которые приглашают их в гости для знакомства и просят у учащихся помощи для их сбережения. Письмо приносит почтальон на урок «Окружающий мир». На внеклассном занятии учитель проводит беседу с учащимися о том, какие животные занесены в Красную книгу. Учащиеся под руководством учителя анализируют различную литературу, подбирают вырезки из газет и журналов, энциклопедий по теме проекта. В результате проделанной работы младшие школьники выступают со своими учебными проектами на публичной защите (подготовка докладов и презентаций, сборника Красной книги). Учитель отмечает положительные результаты проделанной работы у каждого учащегося, награждает их.

Реализация второго педагогического условия осуществляется с помощью проекта «Зеленый уголок в моем классе». Этот проект раскрывает широкие возможности привития младшим школьникам бережного отношения не только к комнатным растениям, но и ко всей живой природе, а также способствует формированию практических навыков по уходу за комнатными растениями.

К проекту привлекаются родители. Они помогают ребятам отделить отростки растений, укоренить их, подобрать цветочные горшки и подготовить почву. Посадка растений происходила под руководством педагога и родителей. Данная организация деятельности позволяет формировать совместные положительные отношения всех участников педагогического процесса. Завершением работы становится оформление зеленого уголка.

Каждый из нас – изначально, по своей природе – исследователь. Мы можем эту способность подавить, а можем развивать. Как важно не сужать мировоззрение наших воспитанников, а развивать в них способности активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь. Благодаря использованию в работе учителя метода проектов, в содержании которых будет использоваться экологический материал уровень экологической культуры у младших школьников повыситься.

Список использованных источников:

  1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании». Принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года (С изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/
  2. Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования. Официальный сайт. Режим доступа: https://www.donippo.org/
  3. Прудникова С.Н. Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс]. URL: http://tvov.ru/docs/100/index-33552.html (Дата обращения 16.12.2021)
  4. Хоменко Д.В. Проектная деятельность как средство формирования универсальный учебных действий [Электронный ресурс]. URL: https://solncesvet.ru/ проектная-деятельность-как-средство/ (Дата обращения 19.12.2021)
  5. Кузнецова Т. В., Поздеева С. И. Проектно-исследовательская деятельность как личностно ориентированная технология обучения / Современные технологии начального образования: материалы Всероссийской заочной научной конференции (Барнаул, 18 февраля 2010): в 2 ч. / под ред. Г. Ф. Свиридовой, Е. Н. Ставской. Барнаул: АлтГПА, 2010. Ч. 1. С. 37-39.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены