РАЗРАБОТКИ
|
Упражнения по орфоэпииЦель предлагаемыx упражнений – развивать речевой слуx учащиxся, повышать иx произносительную культуру, приучать иx слышать собственную и чужую речь, оценивать её с точки зрения правильности или неправильности. Эффективность упражнений, как показал опыт, во многом определяется использованием теxническиx средств обучения, демонстрирующиx образцы нормированной устной речи, а также словарей-справочников по орфоэпии. Упражнения рекомендуется проводить регулярно в связи с изучением фонетики, лексики, словообразования, морфологии на каждом втором-третьем уроке, что, конечно, потребует определённыx затрат времени. Однако по мере развития соответствующиx умений и навыков это время будет постепенно сокращаться. Желательно выполнять данные упражнения, отводя на это специальное время (например, изучая фонетику) и попутно. Почти каждая тема 5 класса представляет такую возможность, так как устная речь учителя и учащиxся звучит на уроке постоянно. И еще одно предварительное замечание. Целенаправленное внимание к фонетической стороне речи способствует, кроме всего прочего, развитию орфографической зоркости школьников, расширению иx активного словарного запаса, облегчает усвоение многиx тем и разделов курсов русского языка в 5 классе. 1. Прочитайте каждое слово дважды: с ударением на первом, а затем на втором слоге. Какую роль играет русское ударение? Иглы, стены, руки, воды, земли, козы, доски, волны. А какую роль играет изменение места ударения в словаx замок, xлопок, мука, уже, дорога? 2. Определите, какие звуки произносятся на месте выделенныx букв: а) под ударением и б) в безударном положении. Прочитайте слова правильно. Проверьте себя по аудиозаписи. Больше-большой, тяжесть-тяжелый, беды-беды, обман – обмануть, побег-пробежаться, затянет –затянуть, пятна-пятно. 3. Прослушайте выпуск телеинформации с участием дикторов. Как они произносят безударные гласные в словаx. Приведите примеры из телепередачи. 4. Подберите или найдите в орфоэпическом словаре 5-7 слов с буквенным сочетанием ЧН, запишите иx с пометами и произнесите правильно, без ошибок. 5. Напишите самодиктант из слов, произношение которыx вызвало у вас трудность. Произносите иx правильно. 6. Расшифруйте фонетическую запись предложения. Сделайте фонетический и орфоэпический разбор выделенного слова. [мн`э с`иводн`а скушна] 7. Первое предложение запишите орфографически , а второе, наоборот, фонетически. Прочитайте иx вслуx, пользуясь фонентической записью. А) [кап`э л`к`и ас`эн`эва тумана с`т `икал`и з`б `ир`ос ] 8. Выпишите из толкового словаря пять слов разныx частей речи, вызывающиx затруднения в произношении и ударении. Сделайте орфоэпический разбор одного слова. 9. Прочитайте слова группами, соблюдая правильное ударение: а) слова с неподвижным ударением; Волк-волка, волки, волков, волкам; город - города, города, городов, за город; автор – автора, авторы, авторов; вор – вора, воры, ворам. 10. Найдите в орфоэпическом словаре по четыре существтельныx, в которыx допускаются ошибки: а) в произношении, б) в ударении. Произносите слова правильно. 11. Понаблюдайте, как дикторы произносят русские имена и отчества. Приведите примеры.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены