РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Изучение явлений синкретизма в синтаксической системе на уроках русского языка

Кристина Аркадьевна Титова

Одна из основных функций языка – коммуникативная, то есть язык необходим для обмена информацией. Для того чтобы более точно и полно передать мысль, недостаточно просто произносить отдельные слова, их необходимо уметь выстроить в чёткую и последовательную систему. По мысли М.А. Кормилицыной, синтаксис является высшим уровнем грамматики, поскольку единицы всех остальных уровней языка реализуются в речи только в составе синтаксических единиц [4]. Таким образом, синтаксис – это раздел языкознания, изучающий строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений.

Грамматический строй русского языка сложен и многообразен. Наш язык считается одним из самых трудных для освоения ввиду богатого словарного запаса, сложных грамматических категорий, связанных с ними правил и исключений. Благодаря долгой истории изучения и обширным ресурсам, русский язык представляет собой достаточно четкую систему. Однако исследователи грамматического строя русского языка постоянно обнаруживают материал, который не получается вместить в рамки какой-то существующей классификации. С подобными явлениями регулярно сталкиваются и учителя-русисты.

Приведем пример: После страшных рассказов не хотелось уж говорить о том, что обыкновенно (А.П.Чехов). Выполняя синтаксический разбор данного предложения, учащиеся вполне обоснованно зададут вопрос «не хотелось говорить (когда?) после рассказов», имея в виду временной аспект. Но можно рассмотреть и причинный характер: не хотелось говорить (почему?) после рассказов. В.В.Виноградов утверждал, что «при зыбкости трех категорий второстепенных членов предложения – определения, дополнения и обстоятельства – очень важны наблюдения над случаями переходными и «синкретическими» (т. е. совмещающими значения разных членов предложения)» [3, с.268]. Итак, синкретизм – это явление в языке, когда одна форма слова или конструкция выполняет несколько функций одновременно.

Вопросом о синкретизме членов предложения занимались такие ученые, как В.В. Бабайцева, К.Э. Штайн, Л. Д. Чеснокова, Л. А. Чернова и др. [1, 2, 7, 6, 5].
В.В. Бабайцева дает несколько толкований термина «синкретизм»: 1) «совпадение в процессе развития языка функционально различных грамматических категорий и форм в одной форме»; 2) «совмещение дифференциальных структурных и семантических признаков единиц языка, противопоставленных друг другу в системе языка и связанных явлением переходности» [1, с.446].

Остановимся на синкретической семантике второстепенных членов предложения и назовем их основные типы:

  • объектное определение: С этого дня начались приготовления (какие? к чему?) к высочайшему смотру (Шолохов);
  • обстоятельственное определение: Значит, вы дверь оставили (как?, какой?) открытой да и ушли себе сами (Булгаков);
  • обстоятельственное дополнение: Вся улица играла (почему? от чего?) от ветра и солнца (Паустовский);
  • обстоятельство, совмещающее значение нескольких разрядов: Я познакомился с ним (когда? где?) в действующем отряде (Лермонтов).

Синкретизм членов предложения стоит отличать от случаев, когда слово можно классифицировать по-разному. В предложении «А няня топит печку в детской, огонь трещит, горит светло…» (А. Блок) словоформа «в детской» может иметь две синтаксические роли: 1) если учащиеся задают вопрос топит (где?) в детской, то это обстоятельство места, которое распространяет сказуемое; если же ставится вопрос печку (какую?) в детской, то перед нами несогласованное определение. В таких случаях есть варианты разбора, но нет синкретизма.

Большинство школьных учебников делит все второстепенные члены предложения на три группы: определения, дополнения, обстоятельства. Рассматриваемые выше конструкции, выходящие за рамки привычного деления компонентов предложения, можно и нужно разбирать на уроках русского языка, поскольку изучение синкретизма в синтаксисе является неотъемлемой частью процесса обучения и играет ключевую роль в формировании языковой компетенции у учащихся. Важно отметить, что понимание смешанных синтаксических явлений также способствует улучшению навыков письма. Знание особенностей языка позволяет правильно структурировать текст, использовать разнообразные синтаксические конструкции и создавать качественные и логически обоснованные высказывания. Изучение синкретизма также позволяет развивать у учащихся аналитические способности и логическое мышление. Анализируя сложные конструкции предложений и выявляя синкретические элементы, учащиеся учатся лучше понимать структуру языка, его внутренние законы и правила.

Кроме того, синкретизм проявляется и в других аспектах синтаксиса, например, в использовании одной формы слова для выражения разных частей речи или грамматических категорий. В предложении «Летом мы уезжаем на дачу» словоформа «летом» вероятнее всего будет определена школьниками как существительное. Однако проведя наблюдение, мы убедимся, что в данном контексте эта форма не изменяется (уезжаем летом, уедем летом, уехали летом, поезжайте летом), зависит от глагола и отвечает на вопрос (когда?), что позволяет утверждать, что этот член предложения – обстоятельство – выражен наречием. Понимание этих особенностей позволяет учащимся лучше ориентироваться в языковых конструкциях и правильно использовать их в речи.

Изучение синкретизма членов предложения также способствует развитию логического мышления учащихся, так как требует анализа и логического обоснования выбора определенного синтаксического разбора. Это умение важно не только для изучения русского языка, но и для развития общих когнитивных навыков.
Умение разбираться в сложных синтаксических конструкциях и понимать их смысл помогает не только в учёбе, но и в повседневной жизни, обогащая коммуникацию и обеспечивая грамотное взаимодействие на языке.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены