РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование навыков пунктуационной грамотности у обучающихся 5-ых классов на уроках русского языка

Совершенствование синтаксического строя письменной речи учащихся – одна из наиболее актуальных проблем методики письменной речи, так как пунктуационная грамотность наших учеников продолжает оставаться низкой. Необходимо, чтобы учащиеся почувствовали практическую необходимость использования знаков препинания в повседневной речи, чтобы осознали язык не только как предмет, но и как средство обучения, общения.

К работе по формированию у школьников умения строить относительно сложные синтаксические конструкции с 5 класса привели наблюдения, исследовательские данные о грамматических особенностях синтаксических конструкций, типичных для текстов обучающихся разного возраста. Ученики 5-6 классов часто вводят в свои сочинения группы простых неосложненных предложений типа: Я подошел к берегу. Там я сел на песок. На нём видны чьи-то следы. Или: Я побежал встречать гостей один. Потому что все были заняты. Такие явления хорошо известны и объясняются тем, что ученик ещё не умеет строить сложные и осложнённые предложения. Поэтому необходимо уже в 5 классе знакомиться с пунктуационными нормами, наблюдать над структурой, смыслом, интонацией предложения, выявляя при этом условия выбора знаков препинания и формируя на этой основе соответствующие пунктуационные правила.

Практически подвести учеников к пониманию этого материала помогут такие виды работы:

1. Деловая игра.

Представьте, что мы смотрим мультфильм. Сначала на экран "выбегают" поодиночке слова: знакомый, Винни-Пух, чтобы, подошёл, тучка, как, лужа, к, как следует, стать, и, настоящий, сначала, одна, грязь, совсем, в, вываляться, знакомый, чёрный.

Ученики пробуют распределить слова по частям речи, потом объединить их в две большие группы, но зачем они появились на экране, так и остаётся непонятным. Но вот кто-то невидимы начал их передвигать, соединять друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определённом порядке. И вот что получилось (без знаков препинания):
Винни-Пух сначала подошёл к одной знакомой луже и как следует вывалялся в грязи , чтобы стать совсем чёрным , как настоящая тучка.

Но что-то затрудняет чтение! Нужны знаки препинания! И только тогда мы можем прочитать текст осмысленно и выразительно. Сначала "действует" синтаксис, а потом на помощь приходит пунктуация.

2. Ситуативная задача.

Много недоразумения в жизни людей возникает потому, что говорящие или пишущие не умеют правильно сочетать и располагать слова в высказывании, расставлять знаки препинания.

Представьте себе: вы получили сообщение такого содержания:

Встречайте завтра выезжаю поездом 3 вагон 2 Оля. Что остаётся неясным? В какие словосочетания может входить слово "завтра"? Покажите это при помощи интонации, читая предложение вслух. Устраните неясность, изменяя порядок слов или используя знаки препинания.

Используя задания такого типа, мы получаем возможность в действии с языковым материалом приоткрыть для учеников логику "синтаксической архитектуры".

Отсутствие умения различать простые и сложные предложения влечёт за собой большое количество ошибок как в виде пропущенных знаков, так и в виде лишних. Сосчитать, сколько в предложении самостоятельных частей, без специальной подготовки трудно, а именно это приводит к ошибкам в расстановке знаков препинания. В свою очередь, успешный анализ простых и сложных предложений основывается на умении правильно выделять подлежащее и сказуемое. Такое, на первый взгляд, несложное дело таит значительные трудности. Например,

1. А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят.

2. Поднявший меч от меча погибнет.

3. Спастись при кораблекрушении удалось только Гулливеру.

4. Что произошло тем временем?

5. Громкое "ах" пронеслось по толпе крошечных человечков.

6. Половина неба была совершенно закрыта тучами.

В этом задании следует обратить внимание на то, что подлежащие представлены самыми разнообразными частями речи. Ученики видят необычную роль неопределённой формы глагола, знакомятся с причастием. Начинается работа над союзами и союзными словами, а также предупреждаются ошибки, связанные с употреблением неправильной формы глагола-сказуемого при однородном подлежащем.

Большое внимание при изучении синтаксиса в 5 классе закономерно уделяется формированию умений находить грамматическую основу предложения и на этой базе отличать сложные предложения от простых, применяя при этом пунктуационное правило постановки запятой между частями сложного предложения. Ошибки в пунктуационном оформлении ССП с союзом И бывают вызваны смешением с простым предложением, в котором союз И соединяет однородные члены. Эффективным является задание, требующее дважды завершить построение предложения по данному началу, так чтобы в первом случае получилось предложение с однородными сказуемыми, например, а во втором случае – ССП:
Громадная волна обрушилась на корабль…

1. Громадная волна обрушилась на корабль и повредила рулевое управление.

2. Громадная волна обрушилась на корабль, и потоки воды хлынули в трюм.

Также ученикам можно предложить творческое списывание. Помня, что части сложных предложений связаны по смыслу, обучающиеся должны к данной первой части найти вторую часть ССП, подчеркнуть грамматические основы.

1. Сверкнула молния, и … 1. … вслед за тем послышался резкий удар грома.

2. Снова ударил гром, и … 2. … начался ливень.

3. Ярость молний постепенно ослабевала, и … 3. …удары грома становились отдалённее и глуше.

4. Улыбнулось из-за тучки солнышко, и … 4. …загорелась на небе семицветная радуга.

В 5 классе учащиеся знакомятся с бессоюзными, СПП, учатся задавать к придаточным предложениям логические вопросы. Нравится ученикам работать с предложениями Пети Ошибкина. Они с удовольствием исправляют пунктуационные ошибки, подчёркивают грамматические основы в ССП и СБП, а в СПП находят в главном грамматическую основу, определяют значение придаточного. Например:

1. Мишка замер: с испуганным выражением лица: любимая мамина ваза упала на пол.
Какой?

2. У меня был дедушка, из воспоминаний, которого я узнал много интересного о войне.
Какой?

3. В классе был активист Дима, без участия которого не обходился ни один литературный вечер.
Когда?

4. Когда соревнования окончились, от усталости, я с трудом держался на ногах.

При изучении СПП необходимо обратить внимание на место придаточного предложения, так как у некоторых учеников (даже в старших классах) наблюдаются ошибки в их построении (оформление придаточного как самостоятельного предложения, отрыв определяемого от придаточного определительного). Для устранения подобных ошибок можно предложить упражнения по редактированию предложений:

1. Отец подарил интересную книгу сыну, которая ему очень понравилась.

2. Эта песня стала популярной среди старшеклассников, которая исполнялась на вечере.

Работа со сложными предложениями, формирование навыков пунктуационного оформления сложного предложения продолжается и при изучении несинтаксического материала. 
Подобные упражнения помогают обучающимся осознать, что язык является средством оформления их собственной речи. Это повышает интерес к урокам русского языка, способствует повышению требовательности к своей речи, ведь часто уроки страдают от ответов вялых, нечётко оформленных, косноязычных.

Работа по совершенствованию пунктуационных умений и навыков в 5-6 классах даёт неплохие результаты. Ученики пишут интересные сочинения-рассуждения, поэтические зарисовки, эссе, где используют различные сложные синтаксические конструкции. Интересные работы выполняют ребята и после прослушивания музыкального произведения, после прочтения художественного текста, когда описывают возникшие в их воображении картины, делятся своими раздумьями, чувствами. Это не только развивает их фантазию, но и формирует образную речь, побуждает к поискам средств передачи её экспрессивности.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены