РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методика развития познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы

Бакиева Алиябви Ахметовна

Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе зависит от влияния учебного материала, от разработки системы обучения которая формирует и развивает познавательные потребности обучающихся. Учителя активно используют и применяют методы и приемы образовательных технологий. Задача учителя научить, воспитать и развить у школьников познавательный интерес к изучаемому предмету. Каждый учитель в своей практической деятельности находит методы и приемы которые действенны, способствуют реализации поставленных задач и целей, формирует свой педагогический опыт.

Я как учитель предметник хочу сформировать у обучающихся устойчивую мотивацию к изучению русского языка и литературы. Прочность усвоения знаний, учебного материала зависит не только от мастерства учителя, но и от познавательных возможностей и способностей ученика. Восприятие, память, речь, мышление – это те факторы которые определяют уровень развития ребенка. Учитель постоянно ведет работу над самообразованием, ставит перед собой задачи по усилению положительных эмоций и максимально использовать потенциал возможностей ученика на уроке. Он последовательно реализует дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, при этом повышает познавательный интерес к своему предмету.

Каким должен быть современный ученик? Ученик должен обладать способностью к абстрактному мышлению, уметь самостоятельно работать с новыми и разнообразными знаниями, у него должен быть познавательный интерес, гибкость в умении совмещать разные предметы. Задача учителя научить, развить, укрепить, расширить в ходе учебно-познавательной деятельности у школьников познавательную активность.

Цель урока развить интеллектуальные, духовные способности, интересы, мотивы ученика, помочь ему выработать свое мировоззрение. Поэтому на каждом уроке учитель должен стараться организовать учебный процесс так чтобы вовлечь каждого ученика в активный процесс решения поставленных учебных задач. Познавательный интерес у школьников формируется в ходе проведения разнообразных форм работы на уроке. На уроках русского языка я применяю разнообразные формы работы такие как: индивидуальный, групповой, парный.

На своих уроках я применяю различные приемы познавательной активности обучающихся. Так как у меня предметы языковые то на моих уроках я создаю ситуации, в которых ученики должны быть максимально «включенными» (работа на уроке требует мозговой активности учащегося). Обучающийся на уроке должен выразить свое мнение, участвовать в дискуссиях, обсуждениях, грамотно излагать свои мысли.

На моих уроках постоянно идет работа с текстом, для повышения грамотности чтения, оттачивается мастерство работы с текстом (сплошным, не сплошным). Учу их читать, понимать, извлекать основную и второстепенную информацию, выражать свои мысли, грамотно и точно, опираясь на текст. Анализ текста, пересказ, определение ключевых слов, порядок расположения абзацев, разноуровневые задания, самостоятельная работа, работа в группе, индивидуальная работа. Например, на уроке русского языка я применяю прием «Ассоциативный ряд» прошу учеников выписать в столбик слова –ассоциации. Для расширения словарного запаса я применяю прием «Орфоэпическая разминка» и словарную работу провожу. Прошу учеников хором произносить, проговаривать труднопроизносимые слова.

Моим ученикам очень нравятся методы «Синквейн» и «Кластер», включаются в процесс все ученики в классе и на перебой дополняют ответы друг друга. Прием «Мозговой штурм» примененный на уроке показывает учителю «белые пятна» пробелы в знаниях учеников. В ходе урока выделяются ключевые моменты, обсуждаются с классом, когда дети сами рассуждают и выражают свои мысли, свое понимание и виденье той или иной ситуации, героя, то постепенно «белые пятна», пробелы исчезают и ученики лучше воспринимают материал, а главное у них появляется познавательный интерес к уроку, а, следовательно, качество знаний учащихся растет, это очень радует учителя!

На уроках применяю исследовательский метод, заранее даю задания и прошу исследовать учеников, найти необходимый материал, подытожить ее и представить на суд класса свою работу, приучаю учеников к самостоятельности, работе как индивидуально, так и в команде. Самооценивание проводится обучающимися на уроке, это еще один момент в обучении, когда у обучающихся развивается познавательный интерес, активность на уроке, выражая свою мысль они обосновывают свою оценку.

Для развития познавательного интереса я стараюсь индивидуально подходить к каждому ученику, выбираю разноуровневые задания. Чтобы интерес к учебе не потух я стараюсь создать добрую атмосферу, стараюсь любой успех ребенка озвучить и похвалить. Проблемные ситуации на уроке акцентируют внимание школьника и направляют деятельность учащегося на максимальную выкладку на уроке, мотивируют и требуют концентрации внимания на решение проблемы. Метод дискуссий применяемый на уроках позволяет ученикам высказать свое мнение и приучает уважительно и внимательно слушать мнение других.

Очень нравится ученикам метод проектов на котором они самостоятельно выполняют ее и вместе слаженно работают над проектом (индивидуальная, групповая, парная работа может быть). Ставится проблема, на уроке которую необходимо решить. Группы между собой договариваются, планируют свою деятельность, ищут информацию, систематизируют и структурируют оформляют свой проект (плакат, презентация, папка). Защита своего проекта. Вся работа над проектом сплачивает группу, вызывает у них познавательный интерес.

Учеба должна быть ученикам интересной, и они должны понимать, что знания достигаются трудом, что трудолюбие приводит к успеху. Учитель должен организовать учебный процесс, который обеспечивал бы возможность развитию познавательной и творческой активности учащихся. Задача общества, подготовить подрастающее поколение к успешной, счастливой взрослой жизни.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены