РАЗРАБОТКИ
|
Коучинговый подход на уроках русского языка и литературыАвтор: Наталия Геннадьевна Сивкова Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближнюю перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Без системы мотивации к познанию и волевой саморегуляции обучение не будет результативным. Поиск образовательных технологий, форм работы и методических приемов, которые бы обеспечивали мотивацию и формировали метапредметные (регулятивные) УУД на уроках русского языка, привел меня к технологии коучингового подхода. Цель коучинга – оказание помощи детям учиться активно и сознательно, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки и в результате достигать желаемых результатов. Ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, позволяющий эффективно продвигаться вперед. Коуч - техника основана на принципах партнерства, вдохновляет на раскрытие познавательной активности, творческих способностей, нестандартного мышления, ответственности за достигнутые результаты. При таком подходе педагог раскрывает свой потенциал и потенциал учащихся. Коуч (в переводе с английского – частный репетитор) актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально - личностном развитии. Умение задавать эффективные вопросы, которые помогают людям открыться, думать о себе – одна из важнейших компетентностей коуча. Ключевые установки и ценности коучинга близки к форматам личностного развития, причем не только учеников, но и самих учителей. Особенностью коучингового подхода является диалогический характер общения учителя с учащимися в формате 4 этапов проектирования и 4 вопросов планирования и реализации урока.
Для каждого из этих этапов есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых коуч подбирает наиболее оптимальную комбинацию для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая. Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей— это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами. В коучинге используют активное слушание (ученик начинает видеть и слышать в перспективе) и глубинное слушание (расширяющие вопросы). Беседа посредством сильных и открытых вопросов, тоны голоса, лестница вопросов по логическим уровням, шкалирование, линия времени, колесо баланса, индивидуальные и групповые коуч - сессии и другие. Если говорить о традиционной структуре урока и структуре коуч – сессии (таблица 1), то они удивительным образом совпадают. Это обстоятельство свидетельствует о естественности применения коучингового подхода. Таблица 1. Таблица 2. Учитель - коуч помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы и т.д.). Далее учитель помогает ученику осознать и сформулировать свои собственные цели в формате SMART (если расшифровать аббревиатуру, то получатся «умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и определенные во времени). Урок русского языка в 5 классе. Тема «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова» (цели урока для детей)
При помощи таких техник коучингового подхода, как «Колесо баланса» и «Шаги успеха», учащиеся сначала определяют степень познания предложенного материала, а потом разрабатывают для себя маршрут продвижения в цели, осознанно анализируя свои действия. КОЛЕСО БАЛАНСА Ситуация: нам необходимо привести детей к мысли, что учатся они для себя, замотивировать их на учёбу. Решение: Каждый из вас видит себя в будущем успешным человеком? А что значит быть успешным? (выводим на то, что нужна хорошая, интересная профессия, в которой можно расти) А что человек этой профессии должен знать и уметь? Какие школьные предметы помогут вам этому научиться? Давайте, мы с вами нарисуем «Волшебное колесо», которое подскажет нам, куда нужно приложить усилия, чтобы потом быть успешным… Рисуем «колесо баланса» со школьными предметами, заполняем его по ощущениям детей. Дальше смотрим, на что надо обратить внимание, почему. Выясняем, какие ресурсы нам для этого необходимы. Таким образом, дети определяют свою цель, способы реализации цели, учатся контролировать время, берут на себя ответственность. На уроках такое колесо может покатить нас в разные стороны. Новая тема – отлично, но давайте прикинем, что, как будем изучать, что можно обсудить сейчас, а что оставить на потом или для самостоятельной работы. Для составления колеса баланса нарисуем окружность (на доске, на листе бумаги) и разделим ее на 8–10 равных частей. Эти части могут заполняться самым разным содержанием (разделы в изучении темы, элементы занятия, этапы проекта, главные герои романа и т.д.). Визуализация позволяет выделить главное, найти правильное соотношение, составить план, оценить себя. Чтобы четко спланировать свою работу, пользуюсь «Шкалой удовлетворенности» продвижения к цели от 1 до 10, которая позволяет выявить пробелы и сформированность универсальных учебных действий (УУД) по определенной теме. В сочетании с колесом баланса она творит чудеса и позволяет проводить мгновенный анализ готовности к той или иной работе, выбору нового направления. Для определения важности (роли, очередности, уровня освоения) разных сегментов на колесе используем 10 - балльную шкалу, где 0 означает наименьшую важность, стартовый уровень, а 10 – максимальную значимость или первоочередность. Оцениваем каждый сегмент не по стандартным требованиям, а исходя из личного либо коллективного мнения и ситуации занятия. Размечаем шкалу от 0 (в центре круга) до 10 (на его границе), затем указываем «цену» каждого сектора. Чтобы колесо баланса было более понятным, можно применять цветовую разметку. Далее – анализируем полученные результаты: над чем стоит поработать, с чего начать, от чего отказаться. Конечно, шкалирование для измерения и сопоставления проектных шагов, оценки своих достижений, вклада в командную работу и многого другого могут применяться и без колеса. Шкалирование позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели Движение снизу вверх
Движение сверху вниз
Такой инструмент коучинга, как «Линия времени» (рисунок 2), оказался очень продуктивным для учащихся в достижении желаемого ими результата обучения. В зависимости от способностей и возможностей каждый учащийся выстраивает индивидуальную траекторию, планируя свой процесс обучения. Эта техника помогает расставить приоритеты и распределить время работы над блоком тем. Возьмите какой-нибудь образовательный проект. Представьте себе, каким он будет через месяц, что изменится, какие результаты будут достигнуты? Нарисуйте схематически линию времени. Что будет происходить с вами, вокруг вас, вокруг этого проекта? Как можно нагляднее представьте это. А теперь посмотрите на эту точку – «плюс месяц», мысленно пройдите весь путь до нее и назад и сформулируйте, что вы сделали для того, чтобы добиться этих результатов. Теперь загляните в более отдаленное будущее (на 3, 4, 6 месяцев вперед). Опишите, какой результат хотелось бы иметь к тому времени. Что вы уже сделали для того, чтобы добиться этого результата? Эта техника помогает целостно и эффективно планировать будущее, помня как о краткосрочных, так и долгосрочных целях. Не имея большого опыта работы с коуч - технологией, я решила начать её использование с такого вида работы, как домашнее задание. При выполнении домашнего задания ученики не только должны понимать, что нужно выполнить, но и как выполнить данные задания. Учитель при этом не должен сам рассказывать ход выполнения. Вместе с учениками он составляет план его выполнения, дает необходимые пояснения и рекомендации. В этом помогает техника «сильных вопросов»: Мне кажется, ты провел большую работу, что ты думаешь об этом. Насколько ты доволен результатом. И тогда, что….Думаю, это потому, что … Что нового для тебя было? Открытия, которые я сделал для себя, выполняя эту работу? Это важно для тебя? Если бы я еще раз выполнял эту работу, я … «Лестница успеха» (рисунок 3) — ключ к повышению успеваемости. Примеры топ - целей: «закончить четверть без двоек», «научиться писать без ошибок» и т. п. При работе по этой методике отстающим ученикам нужна помощь учителя. Каждую неделю проверяйте, как происходит движение по лестнице. Помните, что продуктивная работа с учителем стимулирует не меньше, чем сам успех. «Лестница успеха» дает возможность ставить глобальные цели и достигать их. Как это работает?
Выглядит просто? Что это дает?
Коучинговый подход позволяет создать образовательное пространство, способное обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика, способностей, необходимых для нестандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; обеспечить ограждение от негативного влияния на ребенка с разнообразными задатками «обычных» реакций детей; постоянное стимулирование позитивного проявления способностей.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены