РАЗРАБОТКИ
|
Стратегии и технологии формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературыОдной из стратегических задач развития Российской Федерации является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим школьное образование меняет приоритеты, и главным становится не только получение учащимися предметных знаний и умений, но и формирование системы ключевых компетенций, которые позволят им успешно применять усвоенные знания на практике, что, в свою очередь, даст им возможность легко адаптироваться в социальной среде, так как на сегодняшний момент традиционная грамотность становится недостаточной для современного человека. Поэтому главным фактором, способствующим активному участию обучающихся в социальной, культурной, политической и экономической деятельности и обучению на протяжении всей жизни, становится формирование функциональной грамотности. В современном мире качество образования рассматривается на основе международных оценочных исследований PIRLS, TIMSS и PISA, которые оценивают способность обучающихся «использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях». В международном исследовании PISA российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места. Это не значит, что наши школьники мало знают. Знаний у них достаточно, но они являются академическими и, к сожалению, не дают возможности применить на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, Я работаю учителем русского языка и литературы много лет и понимаю, что русский язык как учебный предмет занимает особое место в обучении. Успехи в овладении русским языком являются важнейшим условием общего качества образования. На уроках русского языка основными умениями являются умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умения выступают не только как специальные учебные умения, но и как общеучебные, необходимые для изучения всех остальных предметов в школе. Наблюдая за учащимися, проводя диагностическую работу, я пришла к выводу, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь. Поэтому формирование функциональной грамотности на каждом уроке стало для меня приоритетной задачей. Системно-деятельностный подход – основа моих уроков, где главенствующей стала технология развития критического мышления. Использование приемов данной технологии позволяет заинтересовать учащихся, поддерживает их внимание на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения, формирует обстановку творческого сотрудничества, приносит радость, а в результате служит совершенствованию качества обучения. Для формирования функциональной грамотности необходимо, чтобы у обучающихся появился интерес к изучаемому предмету. Поэтому для занятий я тщательно отбираю материал, расширяющий интерес обучающихся к изучению русского языка, через призму которого демонстрируется богатство языка. Главным помощником в этом для меня стали цифровые образовательные платформы. Сегодня мы не представляем себе жизнь без цифровых технологий. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что спорить с этим фактом бессмысленно. И современное образование должно идти в ногу со временем. Опыт 2020 года, когда весь мир оказался в ситуации «удаленки», подтолкнул организации, занимающиеся IT-технологиями, разрабатывать программы и для образовательного процесса. На сегодняшний день рынок образовательных платформ, представляющих различные формы цифрового контента, огромен. И для учителя это возможность «прокачать» свои знания и умения, чтобы идти в ногу со временем, говорить с молодым поколением на одном языке. Я учитель русского языка и литературы, и сейчас, изучая предложенные варианты образовательных контентов, все больше и больше склоняюсь к тому, что использование современных технологий – это не только требование времени, но и большие возможности для проведения интересных уроков. Ведь современные ученики – это поколение, для которого важным фактором восприятия любого материала является визуализация. Визуализация расширяет возможности получения информации, делает её более гибкой. Чтобы привлечь внимание учеников, информация должна быть не только актуальной. Она должна захватить внимание. И визуализация, которой свойственна детализация, привлекает внимание ребят. Зрительные образы, используемые в визуализации, придают дополнительную эмоциональность представляемой информации. Фактически - это графическое представление информации, изложенное невербальным образом. Сегодня новые электронные учебники представляют собой не просто текст, а интерактивный материал, с которым интересно работать, а значит, легче воспринимать и запоминать. Ученики гораздо быстрее воспринимают материал и запоминают его, если он подается в таблицах и графиках, если выстраивается определенный зрительный ряд, который еще сопровождается анимированными изображениями. И для того, чтобы заинтересовать ребят, я стала пользоваться различными ресурсами. В мою педагогическую практику я включила в работу такие сервисы как доски Padlet, Kahoot! , Visme, OnlineTestPad, Google form, Learningapps и другие. Доски Padlet помогают создать «ленту времени» на уроках литературы, по которой легко выстроить хронологическую таблицу по творчеству писателя, определить этапы работы над произведением, или изучить характер героев. Платформа Visme облегчает работу в составлении таблиц и схем на уроках русского языка. Kahoot! , Visme, OnlineTestPad, Google form, Learningapps – это сервисы, которые представляют возможность качественной проверки изученного материала. По оценкам исследователей, визуальная информация воздействует на аудиторию эффективнее, чем текстовая или аудиальная и побуждает к действию. Еще одним элементом визуализации является видео. Это мощный инструмент, который совмещает в себе и аудиальные, и визуальные компоненты. Поэтому в своей практике я тоже активно пользуюсь видеороликами. Например, к уроку литературы мы с учениками часто составляем буктрейлеры. Они помогают ярко и образно представить произведение и заинтересовать учеников, подтолкнуть их к прочтению произведения. Для того, чтобы уроки были интересными и запоминающимися, учитель должен быт креативен, ему необходимо иметь творческое мышление и в своей практике активно использовать инновационные формы и методы обучения, что, в свою очередь, помогает воспитывать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться в современном мире и действовать в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Ниже представлены ссылки, пройдя по которым можно посмотреть примеры работ, созданных на различных платформах. Примеры:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Родителям
Что делать родителю, если у ребенка нет друзей. Как помочь и как не навредить? 5 причин, почему ребёнок не хочет учиться Готовность ребенка к школьному обучению Боевая готовность: как ребенку быстро адаптироваться к учебному процессу День народного единства
День народного единства (4 ноября) - сценарии, классные часы и презентации к празднику |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены