РАЗРАБОТКИ
|
Текст как основная единица русского языка в формировании предметных компетенций обучающихсяСавченко Галина Владимировна, Главное направление ФГОС-повышение качества образования. Каким способом можно повысить предметные и метапредметные компетенции обучающихся на русском языке? Конечно, многие со мной согласятся, что текст будет одной из тех форм заданий, которое эффективно формирует способность анализировать содержание по эмоциональной окраске, распознать средства художественной выразительности, определить основную мысль текста, увидеть структуру текста и его микротемы. Кроме этого учащиеся отрабатывают свою орфографическую, пунктуационную, лексическую и другие компетенции. Давайте рассмотрим некоторые примеры работы с текстом на уроках русского языка в 5-6 классах. Пример 1: Осложненное списывание. Тема «Числительное». 6 класс 1. Перепиши текст, вставляя пропущенные буквы и записывая числительные словами. 1.2. Какие новые сведения ты узнал из этого текста? 1.3. Что ты скажешь о структуре данного текста? 1.4. Определи основную мысль текста. Общая площадь льда Эльбруса -144 квадратных километра. Спускаясь до высот 3000– 2500 метров, л*дники тают и отд*ют истокам Кубани и Терека значительное количество воды: уровень л*дниковых языков непр*рывно снижается. Они отступают, как и б*льшинство л*дников Земли. Но на двух в*ршинах потухшего вулкана Эльбруса, в разд*ляющей их седловине и на обширном плато из года в год накапливается снег, поп*лняющий запасы льда. 2.Выпиши одно порядковое и одно количественное числительное. 3.Сделайте морфологический разбор выписанных числительных 4.Синтаксический разбор первого предложения. Как видим, текст имеет межпредметную связь с предметом географией, можно использовать фрагмент географической карты на слайде и демонстрировать его на экран…Вопросы к первому заданию обсуждаются в устной беседе. Побуждаю обучающихся сформулировать еще 1-2 вопроса, касающихся содержания текста. Например: Какие реки Кубани пополняются ледниковыми оттоками Эльбруса? Почему не все участники восхождения на Эльбрус не смогли подняться на его вершину? При выполнении задания 2 повторяем разряды числительные, их отличительные свойства. Каждый ученик записывает по выбору свои числительные. При выполнении задания 3 (тема предыдущего урока «Морфологический разбор числительного») повторяем порядок морфологического разбора числительного, останавливаемся на «трудных» категориях данной части речи. На экране - слайд с порядком морфологического разбора. Выполнение задания 4 оставляем без комментариев вслух, учитель может выборочно проверить ход выполнения этого задания у слабо мотивированных учеников. Пример 2: Работа с текстом с элементами осложненного списывания и грамматическими разборами. Глубина озера Байкал — 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна — Ангара. 1. Выпишите из текста числительные и запишите их словами, определите их разряд 2. Создадим сами задания по тексту (определим слова для грамматических разборов) В результате обсуждений предложений решаем: 1. Выписать из предпоследнего абзаца слова, в которых букв , чем звуков. 2. Морфемный разбор слов ПРИБРЕЖНЫХ, СИБИРСКИЕ, ЛЕДЯНЫЕ 3. Неласковым (морем)-морфологический разбор прилагательного (тема только что пройдена, поэтому устно повторяем порядок разбора, уточняем затруднения и объясняем их. 4. Синтаксический разбор предложения предлагаю сделать по первому абзацу. Почему, спрашиваю детей. Отвечают, потому что изучаем Имя числительное…Выбираем из абзаца предложения для синтаксического разбора решили, что разберем два предложения с числительными… 4.1. Какова синтаксическая роль числительных 1640 и 336 в этих предложениях? 4.2.Какие характеристики этих числительных совпадают, то есть одинаковы? 3. Обратите внимание на 2 последних абзаца: чем они отличаются от других абзацев? Дети формулируют задание: списать, вставить пропущенные буквы 3.1.Беседа по пропущенным орфограммам: Какие правила нам надо применить, чтобы написать правильно? (выборочные ответы дают учащиеся, определяемые учителем) 4. В качестве домашнего задания предлагается сократить текст (сделать компрессию текста). На этих двух примерах учитель может разнообразить виды работ на уроках русского языка, привлекая обучающихся к созданию текстов на этой основе, расширять кругозор обучающихся по природе родной страны (Эльбрус) и родного края (Байкал). Развивать ученические компетенции по определению основной мысли текста, определять микротемы, создавать сжатые тексты. То есть развивать речь обучающихся на примерах эталонов речи. Пример 3: Работа с текстом по теме «Прилагательное». 6 класс I. Прочитайте текст. Выполните задания к тексту. В вечнозелёном лесу 1.Какие разряды прилагательных использованы в данном тексте? 2.Выберите прилагательное и объясните его правописание. 3.Какова синтаксическая роль прилагательных в тексте, поясните. 4.Выпишите 1 прилагательное , к котором букв больше, чем звуков. 5.Выполните задание под цифрами. Работа в парах: подготовьте устное сообщение на тему «Прилагательное» II. Перепишите текст сжато. Обсудите, каким получился текст по эмоциональной окраске, по читательскому восприятию? За счет чего это произошло во-вашему? Пример 4: Проверочная работа по теме «Глагол» для 5-го класса. Вариант 1 1. Спишите текст. Весна... Высоко в небе, радуясь теплому солнышку, летают ласточки. В л*су трепещ*т, зал*вается жаворонок. Сорока трещит на ветке. Под снегом в лощине т*чет, булькает вода. Руч?и з*пели свою звонкую песню. 2.Выпишите из текста глаголы настоящего времени и определите их спряжение, лицо, число 3. Выполните морфологический разбор глагола: ЛЕТАЮТ 4.Выполните морфемный разбор: ПРИСЕЛ, ОСЕДАЕТ 5.Укажите количество букв и звуков в словах: СВОЮ, ЕЁ 6.Сформулируйте вопросы по содержанию текста. 7.Беседа по вопросам: Группа экспертов-группа знатоков Вариант 2 1.Спишите текст Июль. Просыпаеш?ся на рассвете, забираеш? несложные рыболовные снасти, подготовленные еще вчера, и идешь?к реке. Усядеш?ся на заранее облюбованном месте, разбросаеш? приманку, насадишь? на крючки червей, забросиш? удочки и терпеливо ждеш? клева. День разгорает?ся. Сол*це п*днимается все выше и выше. Как хор*шо слушать природу! Что еще можно в*помнить про этот прекрасный месяц? 2. Найдите в тексте глаголы настоящего времени и определите их спряжение, лицо, число 3. Выполните морфологический разбор глагола ЗАБИРАЕШЬ 4. Выполните морфемный разбор: ЗАБИРАЕШЬ, ВСПОМНИТЬ 5. Укажите количество букв и звуков в словах: ЗАРАНЕЕ, ИЮЛЬ 6. Сформулируйте вопросы по содержанию текста. 7.Беседа по вопросам: Группа экспертов-группа знатоков Пример 5: Практикум "Склонение составных количественных числительных 1) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, заменяя цифры словами. Байкал - (не)повторимое творение пр..роды. Глубина его дост..гает 1637 метров. По площади Байкал в 13 раз мен..ше Балтийского моря, но по об..ёму пр..восходит его. Озеро может вм..стить в свою котл..вину 92 Азовских и 23 Аральских морей или воду всех 5 Великих озёр Америки вместе взятых. И если бы понад..билось осушить котл..вину Байкала с помощ..ю гиган..ского н..соса, который выкач..вал бы воду по 2000 кубометров в с..кунду, то ему понад..билось бы на это 400 лет. Вода в озере настолько прозрачна, что если бросить в него белый диск диаметром в 20 сант..метров, то он будет виден на глубине 40 метров. 2) Озаглавьте текст. 3) Выпишите составные количественные числительные в той форме. в которой они употреблены в тексте, определите их падеж. 4) Просклоняйте 1 составное количественное числительное, использованное в тексте. 5)составьте вопросы по содержанию данного текта. 6) Учебные диалоги: вопрос-ответ Пример 5 был использован мною при завершении изучения темы «Имя числительное». Особенностью данной работы является краеведческий характер текста (мы живем в Иркутской области), межпредметная направленность информации. Для активизации учебной деятельности отмечаем точку на карте Байкала, где располагается наш город Усолье-Сибирское. Обращаю внимание на размеры озера, если наш город может обозначиться только точкой на карте. Далее обучающиеся выполняют задания к тексту. Примеры 3 и 4 выполнены в виде карточек, которые с удовольствием дети выполняют и самостоятельно, и при комментируемой работе. Можно данные карточки раздать при работе в парах, в группах, индивидуально. Главное, что обучающиеся при таких видах работ ученик развивают внимательность, способность анализировать и обобщать, находить главное и существенное. И, конечно, отрабатывать умения по грамматическим разборам как неотъемлемой части ВПР… Из представленной мною практики работы с текстом в 5-6 классах можно сделать вывод, что такие формы работы в конечном итоге работают на повышение качества обучения. Текст как функциональная единица речи становятся понятным для учеников, его признаки они находят легко, учатся осуществлять его сжатие и видеть средства художественной выразительности. Таким образом, работы с текстом в данной форме отвечают требованиям ФГОС: обучающиеся учатся
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены