РАЗРАБОТКИ
|
Синонимия как источник формирования лингвистической компетенции на уроках английского языкаУтверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всесторонне развитой личности. Одно из требований новых примерных программ основной школы по ИЯ касается употребления синонимов и антонимов адекватно ситуации. Умение пользоваться ими в речи представляет собой трудный навык, который формируется медленно и требует систематической работы. Методика обучения языку основывается на специфических методических принципах (принцип коммуникативной направленности обучения, принцип учёта родного языка, принцип интеграции и дифференциации) и на общедидактических принципах (принцип систематичности и последовательности, принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, принцип доступности обучения, принцип прочности результатов обучения и развития, принцип связи обучения с жизнью, практикой). Работая с лексикой нужно помнить, что самым главным принципом является принцип коммуникативной направленности обучения, так например, когда учитель вводит слово или словосочетание, он должен подобрать такую ситуацию, которая демонстрировала бы учащимся назначение этого слова (словосочетания) в речи так, чтобы дети сразу же поняли его функционирование. Если происходит нарушение данного принципа, то есть, когда акцент делается на форму и значение, а не на функционирование слова в речи, то эффективность его запоминания и дальнейшее употребление в речи снижается, что может привести учащихся к лексическим ошибкам. Исходя из этого нужно развивать ассоциативное мышление, которое способствует эффективному запоминанию лексических единиц. Ассоциативные связи могут быть парадигматическими и синтагматическими. Как отмечают методисты, «чем больше возникает таких связей, тем выше “готовность” слова к включению его в речь» [Маслыко, 2011,c. 45]. Российские и зарубежные методисты отмечают необходимость изучения лексических единиц во взаимосвязи с теми ассоциативными связями, которые они образуют с другими словами. Использование синонимов на уроках обучения лексической стороне речи является действенным и способствует расширению словарного запаса учащихся и облегчает припоминание слов, их включение в речевую деятельность. В учебном процессе синонимы важно использовать для объяснения незнакомых слов, где это возможно. Это объясняется тем, что семантизацию слов на уроках английского языка рекомендуется проводить преимущественно беспереводно: с помощью показа предметов, картинок, действий и т.д.; путем использования дефиниций, контекста, словообразовательных элементов, антонимов и в том числе синонимов. Однако необходимо иметь в виду, что метод объяснения новых слов через синонимы можно применять только при их взаимозаменяемости [Талалакина, 2008,c. 23]. Так, в качестве одного из способов семантизации новой лексики зарубежные методисты также предлагают использовать градацию (scales), при которой одновременно используются синонимы и антонимы:“Once students have learnt 2 contrasting or related gradable items, this can be a useful way of revising and feeding in new items. If students know “hot” and “cold”, for example, a blackboard thermometer can be a framework for feeding in “warm” and “cool” and later “freezing” and “boiling”. This can also be given in a jumbled version for students to put in an appropriate order” [Маслыко, 2011, c. 75]. Вводя слово или словосочетание, учитель должен подобрать ситуацию, которая показала бы учащимся функцию, назначение единицы в общении так, чтобы они видели с первых моментов работы её функционирование в речи. В связи с этим важно развивать ассоциативное мышление, способствующее более эффективному запоминанию и припоминанию слов. Необходимо отметить, что современные школьники заучивают грамматические правила и лексические единицы механически, без понимания лексических связей данных явлений. А при работе с лексикой необходимо помнить, что методика обучения иностранному языку строится как на специфических методических (коммуникативная направленность, дифференцированное и интегрированное обучение, учёт родного языка учащихся) так и на общедидактических принципах (сознательность, активность, наглядность и так далее). Коммуникативная направленность обучения предполагает ознакомление с лексической единицей с показом её функции в речи. Нарушение данного принципа, когда единицы усваивается вне ситуации и акцент ставится на форму и значение, и не показывается употребление слова в речи, сказывается на эффективность его запоминания и употребления [Маслыко,2011,c.111]. Рассмотрим типы упражнений по работе с синонимами на уроках английского языка. Возможность использования синонимов на уроках английского языка с целью расширения словарного запаса можно проследить в следующих видах упражнений. Упражнения, включающие работу с синонимами, делятся на следующие виды [Там же. С. 99] : 1) нахождение синонимов в тексте. Такие упражнения являются одним из наиболее эффективных способов подготовки к пересказу. Например, в тексте “At my grandfather” в учебнике для 3 класса авторов И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной детям можно предложить найти синонимы к следующим словам: to love, a wood, lovely, big (синонимы: to enjoy, a forest, small, beautiful, large). 2) подбор синонимов к данным словам Подобрать синонимы самостоятельно учащимся на начальном этапе трудно, поэтому нужно использовать языковые и условно-речевые упражнения, то есть предоставлять ученикам лексические единицы для выбора. Во время работы с темой “Hobbies ” детям можно предложить следующие задания:
3) замена повторяющихся слов в тексте Данные упражнения помогут детям в составлении диалогов, чтобы избежать повторения слов собеседника [Талалакина, 2008, c. 23]. а) Детям предлагается для прослушивания следующий диалог: Al: Hi! Is that you, Roger? Вопросы к диалогу: Did you like the dialogue? What’s wrong with it? What is another way to say: Hi/Fine, thanks!/Certainly/ OK/ Bye! Задание: Измените диалог так, чтобы реплики не повторялись и разыграйте его. При этом детям необходимо раздать в помощь текст диалога. б) Учащимся предлагается для чтения следующий текст: It was a good day yesterday! My brother and I got up at 7 o’clock. We like getting up early. We had a good breakfast. The weather was good so we went for a walk. We like going to the park where we meet a lot of friends. Yesterday we met Ann there. She is a good girl and she likes playing with us. She also likes drawing good flowers and good animals. She showed us her good pictures. Then we all went to the river and spent the whole day there. We had a good time! Задание: Замените повторяющиеся слова синонимами, используя слова для справок: like: love, enjoy, be fond of; good: beautiful, pretty, wonderful, fine, lovely, nice 4) образование синонимического ряда, градация синонимов, работа по выявлению оттенков значения Задания могут быть использованы при работе по теме “Holidays: New Year.” Match the words: I like buying presents. 5) использование синонимов в предложении [Там же. С. 94] Задание: Вставьте в предложения слова alone или lonely, обоснуйте свой выбор. My parents go to the work. I’m … at home. Для объяснения разницы в значениях синонимов можно продемонстрировать детям следующие картинки: alone 6) подбор синонимов к разным значениям многозначного слова Такая работа позволяет расширить знания детей по синонимии, не прибегая к введению новой лексики. Упражнения, включающие многозначность слов, представляют особую трудность для младших школьников, и поэтому такие задания целесообразно проводить в игровой форме. Но для начала детей необходимо познакомить с разными значениями слова, указать синонимы и привести примеры. После этого можно предложить детям следующие задания. Вариант №1 Представьте себя в роли учителя. Исправьте ошибки «двоечника», который неверно употребил синонимы. Догадайтесь, какое слово было заменено неверно и как исправить эту ошибку. My friend is a cloudy boy. Вариант № 2 Подберите как можно больше существительных к разным значениям слова “dull”. Прочитайте свое словосочетание, в котором другой ученик должен заменить слово “dull” подходящим синонимом 7) усвоение различной грамматической специфики синонимов everyone – all, a lot of – much (many), to tell – to say. Задание: Замените выделенные слова синонимами. Что еще изменится в предложении? Everyone of us loves ice-cream. 8) закрепление грамматики на материале синонимов а) Past Simple Tense Ученик получает интервью со звездой (Present Simple). Задание: Перескажи, что кинозвезда сказала тебе в интервью, начиная свои предложения со слов: She said that …/She told me that … Лексика подбирается в соответствии с темой урока. б) сравнительная степень прилагательных Задание: Поставь прилагательные из данного синонимического ряда в превосходную степень: Big- great -large В заключение стоит отметить, что синонимы на уроках английского языка должны не только включаться в разные упражнения, но и употребляться в речи учителя (например, be quick – hurry up, shall we begin? – shall we start?). К сожалению, в настоящее время учителя довольствуются тем, что учащиеся способны выражать свои мысли, используя шаблонные фразы учебника, часто не задумываясь даже о их смысле. Работа с синонимами на уроках английского языка не носит системный характер, а на этапе ознакомления синонимы практически не используются. В основном, они применяются на этапе тренировки лексических единиц, что вызывает определённую трудность у учащихся, так как они не всегда могут понять разницу в значении между предлагаемыми словами и выражениями. Систематическое использование данных упражнений позволяет добиться хороших результатов, таких как развитие способностей установления синонимичных связей взаимозаменяемости слов в речи, расширение словарного запаса учащихся, сформированности навыка запоминания и припоминания слов, вызова их из долговременной памяти и быстрой актуализации в речи. Итак, успешность в овладении, словами-синонимами зависит от наличия у школьников умений:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Ребенок и школа: как подготовиться, начать учебу и сохранить интерес ребенка к знаниям Готовность ребенка к школьному обучению Как развить способности у ребенка Как интересно провести время по дороге в детский сад Актуальные психологические проблемы современного старшеклассника и пути их преодоления |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены