РАЗРАБОТКИ
|
Оптимизация коррекционно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими учащимися с СДВГ в условиях модернизации школьного образованияВ данной статье предложены новые подходы к работе с детьми с нарушением слуха и СДВГ в значительной мере оптимизирующими весь процесс коррекционно – воспитательной работы с детьми. Изучение закона «Об образовании в РФ» показало, что федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
Принципиальным для нашего диссертационного исследования считаем соблюдение следующих прав воспитанников с нарушением слуха и СДВГ, а также мер их социальной поддержки:
Как указано в законе, психолого-педагогическая помощь должна быть предложена детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Необходимые мероприятия по оказанию такой помощи следующие: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися; комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; помощь обучающимся в социальной адаптации. Педагогу для осуществления всех выше перечисленных мероприятий следует получить заявление или письменное согласие родителей (законных представителей) детей с нарушением слуха и СДВГ. Родители (законные представители) обучающихся при этом, согласно закону «Об образовании в РФ», имеют право знакомиться с содержанием проводимых мероприятий, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также получать информацию о проводимых обследованиях. Использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий в законе «Об образовании в РФ» относится к компетенции образовательной организации. Педагоги, исходя из закона, имеют свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ, методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Профессиональная деятельность учителя должна способствовать усвоению всех видов образовательных программ начального школьного образования для обучающихся с нарушением слуха. Анализ требований к структуре основных образовательных программ и их объему, к условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и другим условиям), к результатам освоения основных образовательных программ во ФГОС НОО для глухих обучающихся и ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся позволил нам отметить:
В указанных документах подчеркивается неоднородность группы детей с нарушением слуха по степени, характеру, времени снижения слуха, уровню общего и речевого развития, наличию / отсутствию дополнительных нарушений. Красильникова О.А. и Соловьева Т.А. считают принципиальным удовлетворение общих и специальных образовательных потребностей глухих, слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся в условиях модернизации образования. О.А. Красильникова указывает, что именно удовлетворение особых образовательных потребностей детей с нарушением слуха позволит им получить общее образование. Цель коррекционно - воспитательной работы с неслышащими учащимися с СДВГ— помочь преодолеть нарушения в поведении и трудности в обучении, которые возникают вследствие синдрома и недостаточности слуховой функции. Педагог становится человеком, который способствует адаптации ребенка в школе и в семье. Целесообразно после выявления воспитателем необходимости в консультации врача проинформировать родителей в этом. Педагог может дать первичную консультацию по причинам заболевания, методам его лечения, специфике общения с ребенком. Можно пригласить в школу врача - невролога или другого специалиста (см. Таблицу 1), на родительское собрание. В этом плане наши результаты коррелирует с данными И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой. Таблица 1. Оказание помощи детям с СДВГ и их родителям различными специалистами
Вызванный специалист сможет дать точные краткие рекомендации всем педагогам, работающим с детьми. С учетом данных рекомендаций педагог (возможно совместно с психологом) может приступить к созданию программы коррекционно- воспитательной работы. Предпочтительна индивидуальная форма работы, работа в паре. Затем по мере работы возможно заниматься успешно в группе воспитанников. Важно суметь открыть сильные стороны ребенка, его положительные качества для нормализации самооценки и комфорта для работы ребенка с педагогом в дальнейшем. Мотивация – первый этап, который послужит фундаментом для всего процесса обучения и воспитания, а в частности для проведения мер по уменьшению и коррекции поведения учащегося. И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова также пишут о том, что единодушное воспитание и обучение способствует полнейшей реализации потенциала ребенка, снижению его эмоционального напряжения. «Мультимодальный» современный подход включает в себя работу врача, педагогов, родителей. Его придерживаются ряд ученых, утверждающих, что данный подход наиболее эффективен и результативен (Шевченко Ю.С., И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова и др.). Коррекционно - воспитательной работе должно предшествовать медикаментозное лечение, прописанное специалистом. Затем следует просветительская работа с родителями, указанная ранее. Необходимо расширять контакты ребенка с обществом детей без СДВГ путем посещения ребенком кружков (ручного труда, спортивных секций, туристко - краеведческих клубов), мастер - классов, дополнительных занятий по преодолению трудностей в учебе, экскурсий, посещений театра, кино, музеев. Работа по преодолению нарушений поведения в домашних условиях должна быть примерно следующей:
Программа поощрения и вознаграждения может включать элементы:
Мы разделяем мнение И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой, что в домашней программе должен превалировать поведенческий аспект, в школе – когнитивный. Педагоги в свою очередь могут помочь ребенку следующим образом:
Памятка педагогам и родителям представлена в Приложении 7. Наиболее эффективным и естественным методом для коррекции поведенческих нарушений мы считаем игротерапию. Как указывают Г.Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко, игрушки подбираются так, чтобы ребенок мог обыгрывать различные ситуации с ним, в семьей, с друзьями и т. д.: куклы, изображающие женщин, мужчин и детей; кукольная мебель, одежда, посуда, транспорт для кукол, игрушечные деньги, игрушечные животные (домашние и дикие), специально отведенный уголок для игр с водой и песком, одежда (или элементы одежды) для ребенка, сумочки, маски, наборы доктора и парикмахера, игрушечные слесарные инструменты, строительные блоки, бумага и др. Необходимо учитывать следующие черты детей с СДВГ: им сложно дождаться своей очереди, трудно долго сидеть на одном месте, воспринимать и выполнять объемную инструкцию, подчиняться правилам в группе. Для организации игры важно использовать таблицы с речевым материалом, рисунки, картинки, краткие поэтапные инструкции. По количеству участников следует придерживаться такой последовательности: индивидуальная игра, игра в подгруппе, игра в группе, игра в большом коллективе. На начальном этапе терапии особенно эффективным является работа ребенка с песком, глиной, пластилином, красками, водой и т. д. (Мустакас К., 2000; Оклендер В., 1997; Костина Л. М., 2001). Арттерапия на сегодняшний день занимает значительное место в преодолении нарушений вследствие СДВГ. Теория 3. Фрейда о том, что бессознательное может находить выражение в спонтанном творческом процессе, подтверждается на практике. Ребенок может выразить свои чувства, эмоции путем лепки, рисования и прочих техник. Он не зажат, отсутствует эмоциональный дискомфорт. Через рисунок, игру, сказку ребенок выплескивает социально неприемлемые отрицательные эмоции и чувства, считают Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. Хотим предложить следующую модель (см. таблицу 2) использования различных психотерапевтических направлений в процессе обучения и воспитания неслышащих детей с СДВГ педагогом (Ю.С. Шевченко, Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко). Таблица 2. Модель использования различных психотерапевтических направлений
На каждом этапе занятия следует стремиться ставить конкретные цели, изложенные в таблице 3. По нашему мнению, их достижение будет способствовать преодолению нарушения развития внимания, снижению отрицательного воздействия гиперактивности, нормализации общения с ребенком взрослых и детей, а также коррекции его интеллектуальной сферы и речевой функции. Таблица 3. Целеполагание при подготовке коррекционно- развивающих занятий
Нами могут быть выделены следующие факторы оптимизации коррекционно-воспитательной работы с неслышащими учащимися с СДВГ в школе-интернате:
Все перечисленные факторы в случае их учета и реализации позволят скорректировать нарушенное развитие воспитанников, укрепить их здоровье психическое и физическое, взрастить уверенность в собственных силах, наладить контакты с окружающими людьми. Все это позволит ребенку с нарушением слуха и СДВГ успешно интегрироваться в современном обществе. Список использованной литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены