РАЗРАБОТКИ
|
Школа - территория здоровьяМы иногда задумываемся: «Что входит в понятие – счастье? Жить, творить, создавать, реализовывать себя как личность, любить … . Может быть. А может быть идти к этому всю жизнь, за шагом шаг, за этапом этап. Идти к счастью. А что для этого надо? Здоровье. Одним из таких этапов, из первых этапов в жизни любого человека является школа. И тогда, для того, чтобы этот путь был легким и плодотворным, надо сформировать понятие о здоровье, здоровом образе жизни и способах его сохранения и укрепления. Эта проблема сохранения и укрепления здоровья школьников сегодня выходит на первый план. Резко ухудшившаяся экологическая ситуация, постоянно культивируемые большими и малыми средствами мультимедиа вредные привычки, стресс большого города, отсутствие навыков решать конфликты цивилизованным путем … привели к тому, что здорового (прежде всего в физическом смысле) человека можно встретить все реже и реже. Сейчас в качестве актуализации темы мы проведем небольшую разминку, вы попробуете сформулировать определение «Здоровье-это…» Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение здоровья: «Здоровье – это состояние, при котором отдельный человек или группа людей способны, с одной стороны, реализовывать свои ожидания и удовлетворить свои потребности, а с другой – изменить существующие условия среды или приспособится к ним. Поэтому здоровье следует рассматривать как ресурс для повседневной жизни, а не объект жизни» Т.е. резюмируя выше изложенное «здоровье – это жизненный ресурс». По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:
Это мы должны учитывать в своей деятельности. Понятно, что мы не можем в полной мере повлиять на физическое здоровье, но психо-эмоциональное и социально-нравственное здоровье наших учащихся находится, в том числе, и в сфере нашей деятельности. Любопытно, что известная латинская поговорка «В здоровом теле - здоровый дух» в правильном переводе звучит, как «Здоровый дух в здоровом теле». Т.е. духовная сфера стоит на первом месте. Здоровое тело не гарантирует здорового духа и в конечном итоге теряет здоровье. Как говорится «все наши болезни от мозгов». Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания По итогам опроса, большинство опрошенных одной из главных жизненных ценностей называют здоровье. Однако отношение к здоровью как к самоценности сопровождается зачастую неумением заботиться о нем. Большинство детей слабо разбираются в вопросах здорового образа жизни, не имеют поддержки родителей и, как следствие этого, недостаточно заботятся о своем организме, не могут дать оценку своему физическому состоянию, отказываются или редко участвуют в различных спортивных мероприятиях. Т.е. основная проблема не в здоровье, а в отсутствии знаний и навыков здорового образа жизни. В повседневной работе по укреплению здоровья учащихся и формировании здорового образа жизни мы чаще всего пользуемся понятиями «здоровьесберегающее образование» и «здровьесберегающие технологии». Поскольку этим понятиям был посвящен не один педагогический совет, семинары каждый из нас знает здоровьесберегающие технологии, методы, которые следует применять в работе на уроках, с классным коллективом, во внеурочной деятельности. В нашей школе проделана определенная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий и решению других важных задач по воспитанию, развитию и оздоровлению школьников в рамках осуществления работы по реализации программы «ШОК», которая была рассчитана на 5 лет и успешно реализована. Это дни здоровья для учащихся и педагогов: совместные спортивные праздники учащихся, педагогов, родителей; спартакиады, соревнования, участие в Специальной олимпиаде и, конечно же, профилактическая работа: лекции, классные часы. Осуществляемая работа положительно влияет на успешность обучения в школе:
В этом учебном году выстроена комплексная работа по повышению физической активности и уровня физической подготовленности учащихся. Действуют спортивные кружки ОФП (Букин А.А.), новый кружок скалолазание, где занимаются воспитанники, проживающие в интернате, учащиеся посещают «Бассейн», с прошлого года в 5-9 классах добавлен 3-й час физкультуры. В общей сложности занимаются 54 % от общего количества учащихся. Спортивный зал нашей школы отремонтирован и оснащен спортивным инвентарем, необходимым для полноценных занятий физической культурой. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в областных спортивных соревнованиях (Специальной Олимпиаде) и нередко занимают итоговые (призовые) места. Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:
Однако еще не все сделано для того, чтобы учебно-воспитательный процесс только положительно влиял на здоровье учащихся. Следует заменить школьные парты в соответствии с ростом, оптимизировать световой режим в помещении школьного здания, улучшить работу по формированию здорового образа жизни учащихся. На сегодняшний день недостаточно высок охват учащихся занятиями в спортивных секциях. Низкий уровень вовлечения педагогов, учащихся и родителей в совместные занятия спортом. Сейчас в школах действует система работы, состоящая из пяти компонентов:
Психолог Козлова Е.А. провела обследование учащихся 1-х, с 5 по 8 классы. И действительно, опросы показали что:
Поэтому перед нами возникает проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить миссию школы Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания. Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Это необходимо для развития ребенка и усвоения им знаний, от этого зависит физическое состояние детей. (анализ адаптации обучающихся школы, прибывших из других школ- классные руководители, учителя предметник, анализ открытых уроков, анализ анкет) Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Ни всегда семья в силах решить эту проблему самостоятельно, а иные семьи и не проявляют желания участвовать в становлении здоровой личности. И в этом случае всё ложится на плечи общества и, конечно же, на школу. Современная образовательная система предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в различных ситуациях профессиональной, личной, общественной жизни, т.е. быть успешным во всём. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своём здоровье, психологически ущербен, не адаптирован в реальной жизни, а, значит, неуспешен. Ребенок должен осознавать, что быть здоровым – его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Делая анализ, надо помнить о факторах, составляющих окружение школьника, влияющие на психологическое состояние:
Школьные факторы риска
В нашей школе – интернате на уроках учителя демонстрируют этикетную речь, ненасильственные приемы обучения, поощряют инициативу и самостоятельность учащихся, индивидуальные учебные достижения, вовремя заканчивают урок, используют технологию диалогового обучения, а также приемы, исключающие утомляемость и перегрузку учащихся. Большая работа, проводимая по укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, требует систематизации и дальнейшего развития. В связи с этим возникла необходимость создания в школе Центра культуры здоровья. Урок, занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Все педагоги школы используют технологии, признанные здоровьесберегающими: педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии. Данные технологии решают проблему эргономичности обучения, так как они являются эффективными, безопасными для здоровья обучаемых и способствуют развитию личности. Существенные изменения внесены в преподавание физкультуры. Учебный план школы предусматривает три урока физической культуры в неделю. Третий урок физкультуры проводится в виде соревнований по базовым видам спорта, народных подвижных игр. Учителя-предметники используют общепедагогические приёмы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, позволяющие повысить эффективность учебного процесса, сберегать силы ребёнка и ресурсы его здоровья. С целью предотвращения утомляемости учащихся на здоровьесберегающих уроках учителя-предметники планируют и поддерживают: чередование видов учебной деятельности на уроке; число видов преподавания; психологический климат в классе; темп и особенности окончания урока. В школе введен спортивно-двигательный режим, включающий в себя утреннюю зарядку, подвижные перемены, динамические паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья, работу спортивных секций.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены