РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровье школьника и здоровьесберегающие технологии

Будущее благополучие любого государства во многом зависит от состояния здоровья его населения и, прежде всего, подрастающего поколения. В связи с этим обеспечение и сбережение здоровья детей является важнейшей задачей государственного уровня, для решения которой принят ряд нормативных документов.

Так Концепция демографической политики России на период до 2025 года№ 1351, утвержденная Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г., определяет сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни как одну из основных задач государства.

Что касается обеспечения прав детей на охрану и защиту здоровья, начиная от их рождения, то необходимо отметить, что в России в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Кроме того в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» разработаны основные позиции такой стратегии, к которым относятся следующие:

  1. максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации создаются условия для формирования достойного уровня жизни каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в различных видах деятельности;
  2. сбережение здоровья каждого ребенка. В нашей стране принимается ряд мер, которые нацелены на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, общая заболеваемость, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, в том числе в образовательном учреждении, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях;
  3. особое внимание уязвимым категориям детей. Достаточное внимание должно быть уделено детям, которое относятся к уязвимым категориям, интегрировать их в общественную и социальную жизнь, стереть грани их «исключительности», создать комфортные условия для их обучения и жизнедеятельности.
  4. обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком. В Российской Федерации идет активное формирование условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, которые затрагивают работу с детьми.

Здоровье и благополучие детей – это забота не только государства в целом, но и семьи.

Проблема охраны и укрепления здоровья детей, создание благоприятных условий для их роста и развития остается неизменной и период обучения в образовательном учреждении.

Даже доктор не сможет сделать для здоровья ученика больше, чем учитель. При этом от преподавателя не требуется выполнять функции медицинского работника. Педагог должен работать таким образом, чтобы обучение не вредило ученикам. В жизни школьников учитель становится тем человеком, который дает пример своим поведением, своим отношением к вопросам здоровьесбережения. Учитель должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему оптимально действовать в сложившейся ситуации. К подобным профессиональным качествам можно отнести: высокий уровень коммуникативной, профессионально-этической культуры; знание процессов изменения психических состояний, свойств личности, творческого совершенствования человека; умение спрогнозировать итоги деятельности в классе; способность к формированию своего собственного индивидуального педагогического стиля; обязательно знать и владеть основами моделирования и проектирования здоровьесберегающих технологий.

Уровень эффективности применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения зависит от таких навыков учителя, как:

  • анализ ситуаций в аспекте оздоровления учеников (насколько устали дети, средняя утомляемость в коллективе, правильная расстановка предметов течение учебного дня и пр.);
  • установление контакта с коллективом учеников (или учитель будет за одно с учениками, а он для них полным авторитетом, или учебный процесс выйдет из-под контроля);
  • владение основами здорового образа жизни (преподаватель сам должен быть примером во всем);
  • прогнозирование развития учеников (уметь определять филологические способности, математические, способности к нестандартным решениям, организационные и творческие способности);
  • моделирование системы взаимоотношений учеников и учителя в условиях оздоровительной педагогики.

Важность личного примера здорового образа жизни трудно переоценить. Здоровьесберегающие технологии воспринимаются учениками в школе в наибольшей степени, когда для педагога является нормой забота не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих.

Для достижения поставленной цели эффективного внедрения здоровьесберегающих технологий в повседневную школьную жизнь, необходимо решить три задачи:

  1. Изменить отношение учителя к своим ученикам – преподаватель должен воспринимать учеников такими, какими они есть.
  2. Изменить отношение преподавателя к учебному процессу – требуется не только достигать учебные, научные цели, но и развивать школьников с максимально сохраненным здоровьем, точнее, без ущерба.
  3. Изменить мировосприятие учителя, его отношение к собственному жизненному опыту, если сказать по-другому – беречь и свое здоровье.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе (далее ЗОТ) – это система методов и инструментов, применение которых в процессе обучения идет на пользу здоровью учащихся. Необходимо отметить решение ЗОТ более узких задач. В частности, наличие ЗОТ в течение учебного процесса обеспечивает безопасность во время пребывания учеников в образовательном учреждении.

Из собственной практики, нам удалось достичь определённых результатов в сфере здоровьесбереждения. Было проведено восемь классных занятий по данной тематике, акцентируя внимание детей на здоровый образ жизни, соблюдение режима неукоснительно (и в период праздников, каникул), класс активно участвует в оздоровительных мероприятиях гимназии (табл.1).

Таблица 1. Темы классных часов, в условиях здоровьесбережения

Мероприятия, которые проводятся ежедневно в нашем классе:

  • утренняя гимнастика в течение 10 минут перед уроками;
  • 2-3 минуты гимнастики ежедневно на уроках с повышенным вниманием (математика, русский язык);
  • проветривание класса на каждой перемене и в течение всего урока, когда дети занимаются в других классах (уроки физкультуры);
  • влажная уборка два раза в день;
  • обязательная сменная обувь учеников, в класс не допускаются родители и другие посетители;
  • дети, имеющие признаки заболеваний либо отсутствуют в классе, либо работают в защитных масках;
  • акцент на правильное дробное питание (уделяем внимание, чтобы не употребляли хотя бы во время нахождения ребенка в школе вредные продукты: чипсы, сухари, сок и т.д.) и другое.

Подобные мероприятия дают хорошие результаты, данные приведены в таблице 2.

Таблица 2. Сводная таблица наблюдения за состоянием учеников класса

Таким образом, можно сделать вывод, что, даже незначительное применение здоровьесберегающих технологий оказывает синергетическое усиление положительного результата. Необходимо отметить, что при разрешении сложившихся в современной системе общего образования проблем особое внимание необходимо уделять проблемам, способным влиять на здоровье подрастающего поколения. А на уровне учителя для обеспечения и сохранения здоровья учеников особенно важно применение оздоровительной педагогики.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены