РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование коммуникативных компетенций у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Модернизация системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Отличительной особенностью новых образовательных стандартов являются установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.

Рассмотрим формирование коммуникативной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция – это владение определенными знаниями и умениями.

Особенности развития коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям.

Учащиеся с ОВЗ имеют определенные особенности развития коммуникативной компетенции:

  • в процессе коммуникативного взаимодействия могут не учитывать мнение и позицию участников;
  • в межличностных отношениях проявляют эгоцентризм;
  • могут испытывать сложности в обосновании и доказательстве своего мнения.

Для учащихся с ОВЗ характерен низкий уровень овладения коммуникативными средствами и способами взаимодействия. Им сложно согласовывать действия по выполнению общих задач, организовывать взаимоконтроль, взаимопомощь. Недостаточно сформирована речевая инициативность, умение аргументировать свою позицию, убеждать, вести дискуссию. Учащиеся с ОВЗ не всегда владеют набором вариантов коммуникативно-речевых стратегий общения, навыком передачи информации; демонстрируют неумение слушать, поддерживать беседу. Школьники данной группы испытывают значительные трудности выбора адекватных языковых средств.
Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.

К составляющим компонентам коммуникативной культуры относят:

  • творческое мышление;
  • культуру речевого действия;
  • культуру самонастройки на общение;
  • психоэмоциональную регуляцию своего состояния:
  • культуру жестов и пластики движений,
  • культуру эмоций.

Критериями коммуникативной культуры является ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно-значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству.

Одной из задач своей педагогической деятельности я считаю не только развитие потенциала ребенка, но и сохранение, и укрепление психологического здоровья.

Для этого необходимы факторы:

  • создание ситуации успеха;
  • обеспечение атмосферы комфорта;
  • формирование адекватной гибкой самооценки;
  • развитие рефлексии;
  • повышение стрессоустойчивости при взаимодействии с социумом.

Начиная работать с ребенком с ОВЗ, наблюдая за ним, постоянно идешь на контакт, ищешь точки соприкосновения, интересные дела и темы.

Как объединить в группу и разговорить этих детей, помочь им раскрыться, быть полноценными членами нашего общества, не чувствуя ущербности, не испытывая чувства стыда?

Решению этих задач способствовало:

  • знакомство детей друг с другом;
  • создание условий для раскрепощения;
  • их сближение и объединение;
  • осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков и умений;
  • снижение эмоционального напряжения.

Развитие коммуникативной компетенции включает в себя речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные и учебно-познавательные аспекты, каждый из которых состоит из определенных компонентов. Это и обогащенный словарный запас, и широкий кругозор, а также умение высказываться и завоевать аудиторию, умение отвечать, взаимодействовать с другими лицами, воспитанность, толерантность, знание этики и многое другое.

Этика общения в формировании коммуникативной компетенции

Одним из компонентов для развития навыков общения является этика. К ней также относится и этикет общения. Ребенок с детства должен узнать от взрослых, какое поведение приемлемо и как общаться в той или иной среде. От коммуникативной компетенции зависит будущее каждого человека, ведь все мы живем в социальной среде, которая диктует нам определенные правила поведения.

На уроках безопасности в сети Интернет обращаю внимание детей на этику общения в глобальной сети. На уроках информатики при изучении темы «Работа с электронной почтой» учу правильному оформлению текста письма учителю.

Способы развития коммуникативной компетенции

Навыки общения должны постоянно развиваться комплексно. Желательно, чтобы ребенок с ОВЗ каждый день познавал что-либо новое и пополнял свой лексикон. Для формирования коммуникативной компетенции школьнику с ОВЗ необходимо привить любовь к знаниям. Широкий кругозор, начитанность увеличивают словарный запас, формируют чистую красивую речь, учат ребенка размышлять и анализировать, что сделает его более уверенным в себе и собранным. С такими детьми сверстникам всегда будет интересно общаться, и они сумеют выразить вслух то, что хотят донести другим.

Немаловажную роль играют групповые занятия, мероприятия, игры. Они помогают ученикам с ОВЗ адаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды. Такие занятия улучшают коммуникативные компетенции школьников, делают их более раскованными и общительными.

В школе мы организуем для учащихся очные и дистанционные мероприятия. Дистанционная форма позволяет нам взаимодействовать с учащимися других отделений Школы дистанционного образования.

Мною была разработана и проведена Интеллектуальная игра «Информатика. Компьютеры. Интернет» с участием ребят двух отделений школы. Учащиеся нашего филиала собрались в школе очно, а другую команду подключили через сервис Skype.

Надо было придумать название команды, девиз, выбрать капитана. Команды формировались из ребят разного возраста – от второго до девятого класса, но это не помешало каждому достойно продемонстрировать свои знания. Игра в составе команды учит сплоченности, достижению победы общими усилиями. Интеллектуальные игры способствуют расширению кругозора учащихся с ОВЗ, учат размышлять и анализировать, принимать решение.

Коммуникативная компетенция улучшается в разы, когда школьники с ОВЗ пробуют себя в актерском мастерстве, участвуют в постановке спектаклей, концертов. В творческой атмосфере дети будут более раскованными и общительными, нежели в рамках урока.

В нашей школе учащиеся включены в процесс организации и проведения внеклассных мероприятий – в роли ведущего или какого-либо героя. Для подготовки к мероприятию проводим репетиции, используем скороговорки для улучшения дикции, игру голоса и т.д. В программе Skype образуем группы из нескольких собеседников для обсуждения сценария и репетиций.

Одно из итоговых мероприятий, которые проводим в конце каждого учебного года, мы назвали «Наше авиапутешествие». Здесь ребята первый раз попробовали себя в роли ведущих. После первой пробы учащиеся сами проявили инициативу в организации и проведении следующего праздника. Это был День знаний, посвященный году кино в России.

Многие мероприятия и праздники уже стали традиционными, а учащиеся помогают подготовиться к ним - придумывают сценки и конкурсы. Выход за рамки привычного окружения у ребят с ОВЗ происходит на встречах со взрослыми инвалидами, ведущими активный образ жизни, встречах с волонтерами добровольческого движения из городского молодежного центра, коллективном посещении городской детской библиотеки. И однажды возникает момент, когда проявляет себя ребенок, который всегда отмалчивался, просто слушал, а в данный момент решил высказаться, согласился на роль, даже просто улыбнулся.

Умение улаживать конфликты

Формирование коммуникативной компетенции школьников включает в себя также умение решать спорные вопросы, ведь в будущем такие моменты вряд ли кого-нибудь обойдут стороной, а для успешного диалога нужно быть готовым к различным поворотам. Для решения спорных вопросов необходимо умение выслушать, войти в положение оппонента, подходить к проблеме разумно. Не стоит забывать в таких случаях об этике и манерах, особенно в формальной обстановке. Ведь многие вопросы решаемы. Умение сохранять свое спокойствие и мудрость в конфликтных ситуациях поможет в большинстве случаев одержать победу над оппонентами.
С нашими учащимися проводим Уроки доброты, говорим о толерантности. Рассматриваем задачи-ситуации, где ребята должны высказать свою точку зрения, как бы они поступили в данной ситуации. Выслушиваем всех желающих. Если происходит спорная, конфликтная ситуация, разбираем ее – как можно было поступить?
Обязательно в конце каждого мероприятия проводим рефлексию.

Результаты работы показывают, что у всех детей наблюдается положительная динамика, которая заключается в следующем: учащиеся с ОВЗ становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.

Список используемой литературы

  1. Брынских Елена Васильевна Развитие коммуникативной компетенции в работе с детьми с ОВЗ http://u.to/tke_EQ
  2. Ерёмина И. И. Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ http://u.to/eEe_EQ
  3. Колотилова Т.В. Особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования http://u.to/WUm_EQ
  4. Кузнецова Т.В. Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра (со стр.233) http://u.to/40e_EQ
  5. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение http://u.to/K0i_EQ
  6. Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (27–28 ноября 2014 года) / под науч. ред. Т.В. Машаровой, С.В. Алёхиной, И.А. Крестининой; ИРО Кировской области. http://u.to/40e_EQ
  7. Никитина Т. Коммуникативная компетенция и ее формирование http://u.to/BEm_EQ
  8. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. Словари и энциклопедии на Академике http://u.to/Jkm_EQ
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены