РАЗРАБОТКИ
|
Способы формирования интереса к чтению обучающихся с ОВЗПроблема приобщения детей к чтению сегодня стоит, как никогда, остро и постоянно обсуждается в публикациях периодической печати, на страницах научных и методических журналов. В последнее десятилетие в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий наблюдается падение интереса к чтению и снижение уровня читательской культуры населения. Современные дети, если уж не совсем перестали читать, то читают очень мало и по принуждению взрослых, что сказывается на их грамотности, интеллекте, эмоциональном и нравственном воспитании и других составляющих гармоничного развития личности ребенка. Состояние проблемы детского чтения волнует многих специалистов, в том числе и педагогов – дефектологов. Недостаточность познавательной сферы – главная особенность интеллектуального развития ребенка с ОВЗ. В ряде случаев дети не понимают сути поставленной перед ними задачи, не могут установить причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе и социокультурной реабилитации. Воспитание ребенка через интерес к чтению - уникальное средство, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Помощником и советчиком на протяжении всей жизни у учащегося с ОВЗ должна стать книга. Работа с книгой, занимающая ведущее место в системе обучения ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями, способствует не только его читательскому развитию, но и приводит к заметным положительным изменениям интеллекта школьника. Поэтому так важна проблема привития интереса к чтению учащихся с ОВЗ. Чтобы помочь ребенку с проблемами в развитии осознать прочитанное, пробудить интерес к чтению книг, необходимо на уроках чтения использовать не только разнообразные виды работ, но и создавать положительный фон для чтения, который обеспечивал бы возможность каждому ученику получать удовлетворение от читательской деятельности. Одним из возможных путей достижения успеха в читательской активности учащихся на уроках чтения является развитие познавательного интереса через включение их в творческую деятельность, способствующую развитию мотивационно-познавательной сферы. Китайская пословица гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». Необходимо вовлечь ребенка в учебную деятельность, сделать так, чтобы ребенку было интересно изучить произведение. Для этого в учебном процессе можно активно использовать такие виды работ, как театрализация отдельных эпизодов из прочитанного текста, ролевое чтение, зарисовки героев и сюжетов, вовлечение учащихся в коллективную проектную деятельность, выполнение несложных шуточных тестовых заданий и др. Чем разнообразнее формы организации деятельности обучающихся на уроках, тем интереснее им включаться в образовательный процесс, тем эффективнее происходит усвоение школьниками новых знаний и отработка универсальных учебных действий. Поэтому следует на уроках чтения уделять внимание и игровому аспекту. Литературные игры (викторины, шарады, кроссворды, игры со словами и др.) развивают воображение и память, формируют у детей способность к эмоциональному восприятию литературных текстов, пробуждают интерес к чтению. При обучении возможно завести традицию проведение письменных викторин. Перед осенними, зимними или весенними каникулами вместе с детьми выбирать для чтения одно литературное произведение. Приходя в школу после отдыха можно провести викторину по прочитанному произведению. В викторинах есть вопросы и на уровне понимания содержания, и на уровне понимания смысла. Первые оцениваются в 1 балл, вторые – в 2–3 балла. Викторина может быть как устная, так и письменная. После проверки работ письменной викторины необходимо обсудить наиболее удачные ответы. По результатам можно наградить победителей книгами. Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Поэтому необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее, услышать мастерское чтение любимых классических произведений записанные разными актёрами и профессиональными дикторами, где есть разная подача звуков и акценты и т.д. На уроках чтения в старших классах специальной коррекционной школы VIII вида мы широко используем образцы классической музыки (произведения Вивальди. Моцарта, Чайковского и др. композиторов), а также звуки живой природы. Музыка вселяет в учеников веру в собственные возможности, пробуждает лучшие стороны их души, обладает здоровьесберегающим эффектом. При работе над произведениями К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (6 кл), звучит в качестве музыкальной иллюстрации «Утро» Э.Грига. К поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» (9 кл) – «Марш Черномора» из оперы А. Глинка «Руслан и Людмила». А к сказке «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина (7кл) такими иллюстрациями будут отрывки из одноименной оперы Н. Римского-Корсакова. При написании самостоятельной работы положительный настрой, «ситуацию успеха» создает негромкое, умиротворяющее пение птиц. Использование ИКТ с его возможностями (систематизация, красочность, занимательность, мобильность предлагаемой информации), безусловно, повышают интерес учащихся к уроку и к предмету. Имея минимальную оснащенность кабинета (из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, старенькие репродукции) довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся. Развитие и интереса к чтению не может проходить без активного участия родителей учащихся. Родители должны играть роль стимулятора интереса к чтению. Прививая интерес к чтению, родители начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности и стимулированием его познавательной деятельности. Ребёнок-читатель начинает формироваться родителями, когда он ещё совсем маленький. Ребёнок видит, что у его родителей есть книги, они читают их сами и для своих детей. Семейные чтения, совместные переживания, обсуждение прочитанного начинают формировать ребёнка-читателя. В чем конкретно проявляется педагогическая организация по проблеме развития семейного чтения? Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть предоставлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения. В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими например, рубриками: «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги», «Личная библиотека вашего ребенка» и т.д. Целесообразно проводить открытые занятия для родителей по литературным произведениям. Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы. Особая роль принадлежит родительскому собранию. Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы чтения, поделиться собственным опытом чтения книг в семье. Учитель может проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные важные для той или иной семьи темы (как привлечь ребенка к прочтению книг, какие литературные места города можно показать детям в выходные дни, как использовать книгу для развития связной речи). Кроме того в классе или школьной библиотеке можно создать «Уголок читателя», где могут быть представлены тематические книжные выставки, презентации книг, отзывы учащихся на прочитанные ими книги. Возможно проведение тематических недель и других праздников, связанных с книгой. Не менее важным направлением по приобщению учащихся к чтению является взаимодействие с библиотекой. С этой целью первоначально можно совершить экскурсию в школьную библиотеку, где заранее приготовлена выставка книг, журналов. Можно прочитать отрывок из какой-либо книги и остановится на самом интересном месте. Кому хочется узнать продолжение, берёт книгу домой. Библиотекарь проводит наглядный показ, как выбрать книгу, упражняет каждого обучающегося в самостоятельном выборе книги. Организация экскурсий, совместных досугов и встреч с писателями (если это возможно) и другими интересными людьми в библиотеках города вносит немаловажный вклад в развитие учащегося как будущего читателя. Современные дети много времени проводят в сети интернет, так почему бы не привлечь их внимание к интернет-викторинам. Так учащиеся, не выходя из дома, не выезжая в другие города, могут принять участие в викторинах различного масштаба, проявить себя и получить памятные призы, подарки и сертификаты. Внеклассное чтение призвано продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формированию у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности. С одной стороны, это свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. Уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые читателю. Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна. Каждый урок - творчество учителя и учащихся, и чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со своим классом. Урок внеклассного чтения – это действительно урок, поскольку проводится в отведенное расписанием время, при участии всего класса, и каждый участник его должен проделать определенную работу. В тоже время это название условно, потому что, кроме методов обычного урока, здесь широко используются методы и приемы внеклассной работы по чтению. Здесь гораздо шире можно использовать музыку, живопись, кинофильм и другие вспомогательные средства. Так можно на уроках использовать «минутки прикладного творчества». Она способствует снятию статического напряжения, развитию мелкой моторики учащихся, позволяет детям почувствовать радость творчества. Варианты заданий: раскрашивание иллюстраций к литературным произведениям, рисование персонажа литературного произведения, рисование музыки, обрывная аппликация (например коллективное создание новогоднего костра, у которого грелись 12 братьев-месяцев (С. Маршак «Двенадцать месяцев 6 кл) из обрывков цветной бумаги. Развивающие минутки активизируют инертных детей, мобилизуют возбудимых учеников на усвоение учебного материала, повышают познавательную активность учащихся на уроках чтения, письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида, служат более успешной реализации коррекционных целей обучения. Вопрос социальной реабилитации и интеграции детей с проблемами в развитии в общество можно решать не только путем устранения причин, приводящих к ограничению их возможностей и формирования конкретных навыков и умений, но и развитием внутренних резервов личности через формирование устойчивого интереса к книге, любви к чтению. Задача – помочь учащемуся с ОВЗ осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению, как общепризнанному средству развития и совершенствования чувств и качеств личности.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены