РАЗРАБОТКИ
|
Формирование нравственно-культурных ценностей на уроках русского языка и чтения у умственно отсталых учащихсяОбщая незрелость умственно отсталой личности, своеобразие волевых качеств, которые нередко приводят к отклонениям в поведении, влияние внешних причин (рекламные ролики, пропагандирующие употребление пива, беззаботное времяпровождение), потеря нравственных ориентиров, безразличное отношение школьников к людям, слабо выраженная готовность к совершению положительных поступков - все эти факторы делают проблему формирования нравственно-культурных ценностей у умственно отсталых учащихся особенно актуальной. Так как уже имеющиеся у детей определённые представления об основных категориях нравственности – о добре и зле, о хорошем и плохом, об отношении к Родине, обществу, людям, труду наивны, своеобразны и в повседневной жизни школьники не всегда следуют нравственным нормам, возникла необходимость совершенствования работы по нравственному воспитанию на уроках чтения и русского языка. С целью формирования и развития у воспитанников нравственных позиций и их культурного просвещения на уроках русского языка и чтения поставила перед собой ряд задач:
Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельности. Основные задачи нравственного воспитания в школе VIII вида Формирование нравственного сознания – очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека. Процесс формирования нравственных убеждений предусматривает прежде всего формирование диалектико-материалистического мировоззрения, которое позволяет учащимся правильно оценивать явления окружающей действительности, разбираться в этических нормах, сознательно их усваивать и умело применять на практике. Это особенно сложная и трудная задача, когда речь идет об умственно отсталых школьниках. Формирование нравственных чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям – важнейшая задача нравственного воспитания. Недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку важных нравственных чувств у умственно отсталых детей. Это проявляется в том, что формирование высших чувств происходит с относительным опозданием и значительным трудом. У учащихся младших классов формируется чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину, успеваемость, за соблюдением режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство справедливости, готовность заступиться за обиженного, чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты, порядка в быту и пр. У учащихся средних (IV-VI) классов формируется чувство коллективизма, дружбы, непримиримости к нечестности, лени. В этот период особенно важно воспитывать у мальчиков чувство уважения к девочкам, а у девочек чувство собственного достоинства и скромности. У младших подростков воспитывается чувство гордости за свой коллектив, школу, город, страну. У старших подростков (VII-IX классы) формируется чувство ответственности не только за свои дела поступки, но и за поступки окружающих, всего коллектива; готовность выступать против недостатков, в защиту слабых, обиженных. Формирование навыков и привычек общественного поведения – важная задача нравственного воспитания. Особое место в работе с умственно отсталыми детьми занимает процесс воспитания у них нравственных привычек. Свойственная многим умственно отсталым инертность, тугоподвижность мыслительных процессов ставит успех формирования их привычек в известную зависимость от случайных отрицательных впечатлений. Такое впечатление “может спровоцировать импульсивный поступок, который в дальнейшем может зафиксироваться в виде привычного способа реагирования. Влияние таких ошибочных эпизодических действий на некоторых детей, которым свойственна инертность нервных процессов, довольно велико, они могут служить основой возникновения других привычек” (С.Я. Рубинштейн). Своеобразие нравственного воспитания во вспомогательной школе определяется особенностями аномального развития умственно отсталого ребенка, а именно:
Рассмотрим каждую из этих особенностей и покажем их влияние на нравственное воспитание ученика школы VIII вида. 1) Нарушение познавательной деятельности затрудняет общение ребенка с окружающим миром. В результате этого умственно отсталый школьник при поступлении во вспомогательную школу имеет недостаточный нравственный опыт. Воспринимая факты действительности, он недостаточно их осознает, не понимает отношений между человеком и явлениями общественной жизни. Во взаимоотношениях людей, в наблюдаемых явлениях ребенок не умеет вскрыть причинно-следственную зависимость. Результатом этого является непонимание широких социальных связей и отношений. Умственно отсталый ребенок не обладает достаточным запасом нравственных представлений и понятий для анализа норм и правил поведения. Он не может сравнить свое поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия того или иного поступка, дать правильную оценку моральным побуждениям. Все это нередко приводит к нарушению норм поведения, к нравственным поступкам. Однако в процессе обучения в связи с развитием мышления, речи, интересов и познавательных способностей умственно отсталый ребенок и нравственно развивается. Чем большим кругом знаний он овладевает, тем более правильно ориентируется в жизни, понимает ее связи и отношения. К концу обучения во вспомогательной школе ребенок, как правило, осознает свое место в жизни, усваивает основные нормы поведения в коллективе. 2) Особенности эмоционально-волевой сферы. Разные категории детей имеют свои особенности эмоционально-волевой сферы: олигофрен и эпилептик требуют к себе разного подхода. Но и в каждой отдельной категории дети не абсолютно одинаковы. Патологические особенности эмоционально-волевой сферы могут быть следствием неправильного отношения к ребенку родителей, взрослых. В этом случае олигофренопедагог должен конкретно знать, где и с чьей стороны был допущен просчет в воспитании, наметить перспективу педагогического воздействия на ребенка. Неправильное отношение к умственно отсталому ребенку часто выражается в том, что взрослые видят в нем только больного ребенка, который нуждается в помощи, а сам ничего сделать не сможет. В результате такого отношения ребенок быстро усваивает нормы своего поведения: “я ничего сам не могу”. Это может привести к полному иждивенчеству. В других случаях отношения складываются на основании использования умственно отсталого в семье как рабочей силы. Это развивает у ребенка отрицательное отношение к труду, неверие в свои силы и возможности, а часто и негативизм. Трудности в нравственном воспитании возникают и тогда, когда за внешними поступками (и плохими, и хорошими) окружающие не видят мотивов поведения ребенка. Большое значение для преодоления трудностей нравственного воспитания, связанных с отклонениями эмоционально-волевой сферы, имеет вовлечение детей в коллективный общественно-полезный и производительный труд. 3) Особенности, связанные с отклонениями в характере. Во вспомогательной школе формирование характера ученика требует создания максимально благоприятных для этого условий. Связь школы с жизнью, организация разнообразных видов деятельности очень важны для формирования характера умственно отсталого ребенка. В этих условиях ребенок получает богатые впечатления об общественной деятельности, активно участвует в решении задач, стоящих перед коллективом, и у него формируется характер человека, живущего интересами общества. При изменении внешних условий, отношений организма со средой образующаяся система временных связей, с одной стороны, постоянно усложняется, а с другой – преобразуется, корригируется новыми жизненно важными действиями. Такая относительно подвижная система временных связей называется, по определению И.П. Павлова, динамическим стереотипом. У ребенка с умственной отсталостью образование и изменение динамического стереотипа затруднено, так как временные нервные связи малоподвижны. Этим объясняются трудности, связанные с преодолением стереотипного поведения умственно отсталого ребенка, которое часто неадекватно обстановке. Он не способен без помощи преодолеть отрицательное влияние среды, а часто вместо этого приспосабливается к нему. Поэтому формированию характера ученика вспомогательной школы надо уделить большое внимание, используя школьное обучение, средства эстетического воспитания, работу ребенка в школьных общественных организациях и т.д. Таким образом, при нравственном воспитании умственно отсталого ребенка встречаются трудности, объяснимые качественным своеобразием его личности. В какой-то мере эти трудности могут быть преодолены. Одновременно с устранением того или иного отклонения необходимо формировать положительные нравственные качества и положительный нравственный опыт ребенка. Принципами нравственного воспитания в отечественной педагогике являются целеустремленность, связь воспитания с жизнью, воспитание в коллективе, высокая активность и самодеятельность учащихся, уважение к личности воспитанника и предъявление требований к нему, учет возрастных и индивидуальных особенностей, единство и целостность воспитательного процесса. Чтобы воспитывать на уроках нравственно-культурные ценности, нужно строить свою работу так, чтобы почти на каждом уроке к уже имеющимся у детей представлениям об общечеловеческих нравственных ценностях и понятиях добавить слова, активировать эмоционально-мыслительные процессы и через раскрытие субъективного опыта учащихся закрепить их и в поступках учащихся. На уроках чтения в средних и старших классах предусмотрены целые разделы и отдельные произведения, способствующие воспитанию детей в духе гуманности, доброты, отзывчивости, взаимопомощи. После изучения произведений из раздела «Спешите делать добро» (5 класс) на обобщающем уроке по данной теме, развивая нравственную культуру поведения во взаимоотношениях детей со сверстниками и взрослыми, соотнося поступки и характеристики героев, обобщаю знания о необходимости и востребованности таких понятий, как «товарищество», «взаимовыручка», «дружба», «доброе отношение к людям». Коллективное обсуждение поставленных перед детьми вопросов об уважительном отношении к старшему поколению способствует уточнению нравственных представлений «уважение», «мудрость», «опыт», «отзывчивость», расширяет жизненный опыт детей, так как затронуты их отношения с близкими, рассматривается круг их интересов, т.е. применяю метод включения в урок современных реалий: 1. На кого вы хотите быть похожими и почему? 2. В каких произведениях говорится о добре, добром отношении к окружающим? 3. Почему нужно уважать старших? 4.Назовите пословицы, подходящие по смыслу к пройденным рассказам.
5. Продолжи пословицу:
Формирую нравственные ценности у детей путем ознакомления детей с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской, которые являются высоким нравственным примером для школьников. Так, на уроке чтения по теме «Рассказы о русском подвиге» (6 класс) на этапе проверки уровня знаний использую программированные задания, в которых нужно выбрать нужный ответ и объяснить высказывание. 1. « Героем не рождаются, героем становятся. Тебе заслужить медаль, тебе и носить». Чьи это слова? Кутузов. Наполеон. Суворов . Раевский. Объясните данное высказывание. 2. «Молодёжь не та уже нынче. Все ищут, где бы потеплее, где жизнь поспокойнее. Всё в штаб, нет бы на поле боя». Из какого это рассказа: «Медаль», «Гришенька», «Серебряный лебедь», «Боевое крещение». А какая сегодня молодёжь? О чём она мечтает, к чему стремиться? 3.
Формирую образ «героя», «победителя», уточняю такие понятия, как «заслуженная награда», «медаль», «образ жизни» и «стремления» современной молодёжи через фронтальную форму работы над произведениями по теме. Проводя сравнительную характеристику между качествами великих полководцев, закрепляю понятия «честность», «выдержка», «справедливость», «исполнительность», «дисциплинированность» с помощью конкретизации и обобщения, сравнения и классификации при систематизации знаний по теме «Рассказы о русском воине» (6 класс):
Из-за слабо усваиваемых сведений, затруднения применения их на практике, неполноценности чувственного опыта, бедности словаря, примитивности высказываний, ограниченного представления о предметах и явлениях окружающего мира у умственно отсталых детей на уроках применяю специфические средства (мимика, жест, драматизация, дикция, выразительное чтение). Например, при изучении стихотворения С.Михалкова «Будь человеком» (6 класс) на этапе осмысления учебного материала даю задание оценить поступок человека, разорившего муравейник, что позволяет закрепить в сознании детей такие понятия, как «миролюбивый», «эгоист», «Человек», активизирую эмоционально-волевую сферу с помощью заданий:
Принимая во внимание нарушение у умственно отсталых учащихся связей между предметно-образным и логическим мышлением, между словом и действием, при изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (7 класс) использую приёмы работы, повышающие воспитательное воздействие художественных произведений: выразительное чтение, сравнение поступков персонажей с их собственным поведением. Эти приёмы позволяют закрепить понятия «взаимовыручка», «поддержка», «смелость», «самообладание», «решительность», «мужество», «трусость». Например: Случалась ли с вами ситуация, подобная той, которую описал поэт Андрей Дементьев? Когда со мной случалось горе, Чему нас учат взаимоотношения двух друзей: Жилина и Костылина? Осуществляя межпредметную связь, при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (7 класс) путём показа презентации формирую представления о том, как исторические события отражаются в искусстве и литературе. Понятия «мужество», «героизм», «любовь и преданность Родине» закрепляю, проводя параллель между понятиями «богатырь» и «защитник». На этапе применения знаний и умений оптимизирую процесс понимания, запоминания и усвоения учебного материала, используя специальные коррекционные упражнения. Составляя характеристику по манере держаться, характеру, возрасту, закрепляю понятия «достоинство», «готовность пожертвовать жизнью за Отчизну», «патриот», «решительность», «мужество», «гордость за своих товарищей». Работа над уточнением образа народного героя способствует самостоятельному выбору детей из предложенных мною качеств наиболее приемлемых и характеризующих русского солдата. На этапе закрепления учебного материала при изучении «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого (8 класс) закрепляю понятия «целеустремленность», «самообладание», «человеческие возможности», «полноценный», способствующие осмыслению и анализу поступков, воспитанию патриотизма, чувства гордости и уважения к русскому солдату, используя методы анализа и синтеза: Через какие трудности пришлось пройти Алексею? Какие качества личности помогли ему достигнуть цели? Благодаря чему Алексей добился результатов? Какую пословицу можно подобрать к повести? Формируя умения умственно отсталых детей думать над прочитанным, сопереживать героям, оценивать их поступки, осмысливать их проблемы, соотносить их жизнь со своей, стараться поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами, использую метод беседы. Считаю его оптимальным при изучении произведений, заставляющих задуматься над каким-либо вопросом: например, в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» (9 класс): Справедливо ли будет наказан Денис Григорьев? Как вы относитесь к злоумышленникам нашего времени – похитителям цветного металла? На этапе систематизации знаний ученики высказывают своё отношение к персонажу, и, связав материал с современными реалиями, определяют каковы могут быть последствия беспечности, к чему она приводит и какую ответственность понесёт человек за содеянное. Работа над определениями позволяет разобраться в человеческих качествах, таких как «безответственность», «воровство», «необразованность» и, с помощью приёма соотнесения выбрать из предложенных черт характера наиболее свойственные и нужные человеку и закрепить их в сознании детей:
На каждом уроке чтения провожу разнообразную работу с пословицами и поговорками. Постепенно анализ пословиц усложняю, включая в него сравнение, сопоставление мыслей о трудолюбии, дружбе, о любви к Родине смелости и трусости, правде и лжи. С целью формирования у умственно отсталых детей своего рода «иммунитета» против отрицательных влияний приобщаю детей к общечеловеческим духовным, культурным ценностям через собственные эмоциональные переживания, свой личный жизненный опыт, развиваю умение аргументировать ответы с помощью примера. Например: а) Как ты понимаешь пословицу: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть»? Вспомни случай, когда можно было бы её употребить.
На этапе систематизации и обобщения на уроке предлагаю выбрать из предложенных пословицы, наиболее точно подтверждающие смысл произведения. На этапе актуализации темы урока даю задание «Пословицы «рассыпались», собери их; на этапе организации класса – задание: восстановите пословицу по этим словам (слова на табличках «Дело – мастер», «Дело – потеха»). Работу по формированию нравственно-культурных ценностей путём закрепления понятий через раскрытие субъективного опыта учащихся провожу и на уроках письма и развития речи. Например, на уроке русского языка по теме «Части речи» (8 класс) по русскому языку с помощью приёмов объяснения и доказательства, анализа и синтеза, классификации и аналогии реализую принцип сознательности и активности обучения путём переноса полученных знаний из одних условий в другие. Это позволяет, опираясь на эмоциональный настрой детей, закрепить понятия «друг», «дружба» и связанные с ними нравственные критерии «верный», «надёжный», «настоящий», например:
Отработку орфографического правила осуществляю методом заданий по нарастающей трудности: сначала на отдельных словах, затем используя текст на сходные правила, потом на тренировочных диктантах. На уроке русского языка при изучении темы «Суффикс» (5 класс) закрепляю качества, необходимые для человека после уточнения значения слов. Дети образуют новые слова с суффиксами по аналогии, опираясь на более сохранные анализаторы: Глупый (глупец), хвастливый(хвастун) и т. д. Целенаправленно воздействуя на речь умственно отсталых детей, на коррекцию всех сторон речи, формирую навыки практического использования различных категорий в речи через речевые упражнения: ответы на вопросы, чтение диалогов с соответствующей интонацией, пересказ, обмен мнениями, ролевые игры. Например, при изучении темы «Творительный падеж имени прилагательного» в 6 классе, при актуализации знаний уточняю сведения о том, кем дети хотят стать и какими они хотят быть, а потом на таблице дописываем окончание в словах, обозначающих профессии мужчин и женщин. Развивая у детей нравственную культуру поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, учу детей разбираться в поведении и поступках людей, воспитываю желание следовать нормам поведения, принятым в обществе. При этом использую метод проблемных вопросов, к числу которых относятся речевые задания. Например, при организации класса к уроку и его завершении: 1. Вы входите в класс и здороваетесь с учителем. Какое из приветствий теплее, вежливее? Почему? - Здравствуйте! 2. Уходя из дома, вы прощаетесь. Какое из ваших прощаний теплее? Почему? -До свидания! - До свидания, бабушка! Наряду со словесной вежливостью воспитываю культуру поведения. Например: 1. Вы звоните и случайно попадаете не туда, куда вам надо. Как вы спросите? Почему? -Какой у вас номер? - Простите, ваш номер такой-то? 2. Вы открываете дверь кабинета и видите, что не туда попали. Как вежливо удалиться? Почему? - Ой, я не туда попал! Коллективное обсуждение поставленных перед детьми вопросов способствует уточнению речевых конструкций, расширяет их жизненный опыт. Для закрепления в памяти учащихся «вежливой» лексики провожу работу по развитию связной устной и письменной речи, составление диалогов, составление предложений, словарный диктант. Результативность работы по теме «Формирование нравственно-культурных ценностей на уроках русского языка и чтения у умственно отсталых учащихся» сказалась на положительных результатах по проблеме нравственного воспитания обучающихся. Учащиеся стараются следить за поведением и своей речью; упражняются в конструировании предложений, используя различные пословицы; адекватно реагируют на вопросы учителя, товарищей. Дети самостоятельно вступают в речевые контакты с людьми; рассказывают о наблюдениях за предметами окружающего мира и поступками людей, высказывают своё мнение о прочитанном и собственном опыте, умеют оценить себя в различных ситуациях деятельности и общения. Однако, из-за недоразвития психических процессов, а также общей незрелости личности, проявляющейся в ряде особенностей их чувств, в своеобразии волевых качеств, которые нередко приводят к отклонениям в поведении проблема формирования нравственно-культурных ценностей у умственно отсталых школьников остается актуальной.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Советы родителям дошкольников: Как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх. Вовлечение семьи в процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста по средствами игр. Упражнения на координацию на уроках физической культуры Советы родителям, заинтересованным в успешной сдаче экзаменов своими детьми |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены