РАЗРАБОТКИ
|
Развитие коммуникативной функции учащихся с ОВЗ через специальные логопедические приёмы работыУчитель - логопед Ржиханова Е.А. Поиск путей повышения эффективности коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью, учитывая их возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности, побудил нас к использованию новых нестандартных форм работы, для того чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями. Для этого нами совместно разработана система интегрированного обучения детей с ОВЗ по формированию природоведческих понятий с развитием лексико-грамматической основы устной и письменной речи обучающихся. Организуя работу детей на интегрированных уроках, учитель-предметник обеспечивает познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений детей, которые максимально использует учитель-логопед. Во время интегрированного обучения учитель-логопед наблюдает за речевой деятельностью каждого ребёнка, проводит контроль над правильностью использования поставленных звуков и грамматических форм. Каждый урок продумывается поэтапно, выполняются все поставленные цели и задачи. Но в отличие от обычных уроков, система интегрированных уроков вносит в привычную структуру школьного обучения новизну, оригинальность и имеет определённые преимущества:
Структура наших уроков отличается следующими особенностями:
Нами были разработаны и проведены интегрированные уроки на различных уровнях: городском, региональном, всероссийском.
Интегрированные уроки мы проводим с использованием здоровьесберегающих технологий (стоя, сидя, в движении, в произвольной форме). Применяем артикуляционную гимнастику, сочетая её с мелкой моторикой и дыханием:
Сочетание стихотворного текста с движением формирует память, внимание, общую и мелкую моторику детей. Такие упражнения мы включаем в орг. момент, физ.минутки, чтобы дети не только расслабились , но и легко переключились на другой вид деятельности. Если ребёнок находится на этапе закрепления изолированного звука, то речевой материал подбираем совместно с учителем, учитывая речевой потенциал ребёнка. Стараемся дать слова или слоги которые ребёнок произносит чётко, чтобы не вызвать усмешки сверстников. Игровой метод вызывает положительные эмоции и повышает мотивацию на наших уроках. Например: в 5 классе учим детей сочинению мини- сказок. Ученикам предлагается придумать историю путешествия, например, капельки, семянки или др. Находясь в атмосфере творчества, школьник незаметно для себя усваивает сложные научные понятия, овладевает терминологией и в результате испытывает радость познания и удовлетворение достигнутым. При повторении и закреплении пройденного материала используем мини-диалоги: «давай знакомиться», «кто важнее» (важно научить сравнивать и обобщать понятия). Конечно, детям помогает план ответа. Диалог строиться вначале учитель-ученик, затем ученик-ученик. Таким диалогам уделяется особое внимание. Составляя диалог, школьники не только запоминают материал урока, но и развивают свои коммуникативные навыки. Помогает на уроках и мобильный баночный театр. При помощи картинок и банок можно быстро организовать любых персонажей и превратить урок в сказку. С интересом дети слушают экологические рассказы, в которых необходимо найти ошибки. Например, при закреплении материала по теме «Лесная зона» в 5 классе школьникам предлагается рассказ «Отдых в лесу». Находя ошибки, ребята запоминают правила поведения в лесу, у реки. В игре дети легко овладевают знаниями, ощущают себя сильными и успешными. С удовольствием обучающиеся размышляют по поводу происхождения некоторых природных названий. Существует немало версий, иногда это всего лишь догадки, не подкрепленные твердыми доказательствами. А в иных случаях, приходится мириться с тем, что первозначение названия безвозвратно утеряно. И все же, ребята пробуют сами разобраться, используя различные источники. Включаем в работу все анализаторы ребёнка: мимику, жесты, пантомимику. Развитие пантомимики: Развитие мимики: Обучаем жестам: Большое внимание уделяем не только устной, но и письменной речи, так как письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний обучающимися. В чистом виде одна из дисграфий встречается редко, чаще наблюдаем сочетание. На наших совместных уроках мы проводим работу по коррекции специфических ошибок при письме, используя наглядные опоры: предметные и сюжетные картинки, схемы, памятки, занимательный материал и дидактические игры. Для закрепления умений определять количество звуков в слове детям мы используем дидактическую игру с элементом театрально- игровой деятельности «Волшебные шарики» Цель игры: усвоение детьми звукового и слогового анализа. На шарики приклеиваем (по степени усложнения) буквы, слоги, слова. Перекатывая шары или ловя снежок, дети называют звуки, затем синтезируют их в слова. Для развития познавательных процессов у обучающихся применяем задания на запоминание и воспроизведение слов, направленные на практическое применение усвоенных знаний. Дидактическая игра «Самый внимательный» Ребёнок выходит за дверь (водящий). Оставшиеся в классе дети придумывают слова на заданный учителем слог. Когда заходит водящий, ему дети перечисляют все придуманные слова. Часто повторяющийся слог и будет отгадкой. Слова выбираем по темам: «Животные Хакассии», «Растения Хакассии», «Мой Дом» (будем строить дом, придумайте слова, чтобы в них был слог НА: стена, окна, глина, машина) и др. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. С большим трудом дети определяют наличие заданного звука и его места в слове. Чтобы избежать многократного повторения в работе, мы попробовали традиционную игру « классики» преломить на коррекцию языкового анализа и синтеза. Первоначально проводим действие игры на листе бумаги. Учитель называет слова, дети ставят фишку на цифру, которая обозначает заданный звук или определяют место звука в слове. (Слово «вода» - ребёнок называет 1 звук и ставит фишку на цифру-1; называя последний звук, фишка передвигается; далее при определении количества звуков в слове, ребёнок проходит каждую клеточку и отвечает на вопрос.После систематизации применение этой игры, классики рисуются на полу. Учитель - логопед называет слово, ребёнок кидает камешек и пропрыгивает заданное количество. Или определяет места звука, и игра продолжается по аналогии) При разработке уроков учитываем уровневую дифференциацию обучающихся. При описании природных объектов, явлений детям предлагаем опорные слова, при помощи которых школьники формируют свой ответ. Например: на интегрированном уроке «Вода-волшебница» дети описывали свойства воды в разных агрегатных состояниях - вода – жидкое тело, она течёт, льётся. Чистая вода бесцветная, прозрачная. При замерзании превращается в лёд. Лёд - твёрдый, прозрачный. При этом предлагаем не только рассмотреть природное тело, но и пощупать, понюхать, попробовать на вкус, т. е. у школьников в работу включаются все анализаторы, что способствует быстрому и полному усвоению пройденного материала. При обобщении и закреплении изученных тем предлагаем детям составить рассказ, например: «Пришла весна», «Летний дождь», «В зимнем лесу» и др. При этом дети используют наглядный материал, опорные слова, схемы, фотографии. Для активизации познавательной деятельности школьников на уроки включаем эффект удивления, введение в урок сказочных героев. Не зря древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Так на интегрированном уроке «Вода-волшебница» Снежная королева хотела заморозить всю воду на Земле, а дети, спасая планету, выполняли все её задания. Вместе с доктором Айболитом на уроке «Воздух и его охрана» лечили больного – городской воздух. Слушали рассказы шамана на уроке «Природа Хакасии». Для результативности коррекционной работы используем разрезные картины, панно. Например, при изучении и закреплении темы «Круговорот воды в природе» дети собирали разрезное панно и комментировали природное явление. По теме «Почвы родного края» предлагаем групповые практические работы с созданием макета слоёв земли и составлением рассказа. Так, при изучении темы «Сезонные изменения в природе» детям давались дифференцированные задания:
Кроме знакомства с живой и неживой природой в программе предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят здоровью человека. Детям сообщаются сведения о том, какой вред здоровью человека наносят курение, употребление спиртных напитков. Особое значение уделяется сохранению и укреплению здоровья, необходимости занятия трудом, физкультурой и спортом. Проводится работа с детьми по формированию навыков здорового питания. Формирование здорового образа жизни осуществляется как на уроках, так и внеклассных мероприятиях. В заключительном «аккорде» урока или занятия, проводим рефлексию в форме беседы, где уточняем, что дал детям материал урока, что нового они узнали и где эти знания смогут применить. И конечно, должна прозвучать положительная оценка работы школьников, чтобы у них возникло чувство уверенности, что завтра получится ещё лучше. Важно закончить урок так, чтобы дети с нетерпением ждали следующей встречи с педагогом. Для проверки результативности нашей работы каждый из педагогов проводит диагностику детей по определённым критериям. По сводной таблице видна положительная динамика формирования коммуникативных навыков обучающихся с нарушениями интеллекта. В настоящее время растет число детей с речевой патологией. 90% детей имеют ряд психических нарушений. У них особый мир, и в работе с такими детьми требуется терпение, милосердие, любовь. Может это слишком пафосно, но это так. Порой не очень важно научить – важнее дать хоть немного любви, тепла, приложить все усилия, чтобы ребенок вырос в этом жестоком мире не озлобленным, а добрым. Мы не только открывает ему неограниченные возможности общения, он - своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих отношений. Литература:
Читайте также:
Всего комментариев: 1
1
тарир • 06:24, 11.06.2014
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены