РАЗРАБОТКИ
|
Кинетический песок как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаКак играли мы в песок, Разминали пальчики, Коррекционная работа – это великий труд для малыша. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями» и нацеливает нас на то, чтобы ребенок мог свободно «использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний…». Для достижения у дошкольников с речевыми расстройствами данного целевого ориентира необходимо поддерживать интерес к занятиям, снимать эмоциональное и мышечное напряжение, возникающее в ходе коррекционной работы, находить новые эффективные средства, тем самым, сокращая сроки этапов коррекционного воздействия и направляя усилия на активизацию самостоятельной речи. Поэтому, для успешной коррекции речи и моторики у детей, я решила использовать в своей работе песок. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Кинетический песок - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Логопедам известно насколько процесс автоматизации звуков может быть длительный и однообразный, использование песка для работы над исправлением речи превращает монотонные занятия в увлекательный процесс. Кинетический песок был создан 2013 году. Состоит песок на 98% из чистого песка и 2% - силиконового полимера. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – "текуч". До него дотрагиваешься, песок "движется", "оживает", течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. Может использоваться как расслабляющее средство. С кинетическим песком можно работать на любой поверхности. Просыпанный на пол материал не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами не содержит токсичных веществ и не вызывает аллергии, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в условиях детского сада. Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком. Для организации игр с песком необходимы пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки либо деревянные шпатели, большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир и отражающих работу по лексическим темам. В своей работе я использую фигурки персонажей из Киндер-сюрпризов, Лего, а также различные камешки, ракушки, пуговки, крупные бусины. Используя кинетический песок, я решаю следующие задачи:
Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже закомплексованному ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям. Игры с кинетическим песком, используемые в работе: «Песочная фигура». Ребенок рисует на песке фигуры, затем украшает их разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Тем самым закрепляем названия геометрических фигур. Как и фигуры украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д. «Чьи следы?» «Следы медведя» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Следы зайца» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях (как прыгает заяц). «Следы змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой. «Отгадай загадку». Ребенок отгадывает загадку, а отгадку-игрушку ищет в песке. «Чего не стало?» Ребенок закапывает игрушки в песок, и говорит, чего не стало. Таким образом, закрепляем использование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. «Игра в машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. (Красная машина едет к зеленой машине. А синяя машина стоит между деревьями.) «Подбери слова». Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки) к игрушкам, которые найдет в песке. Например, лиса – хитрая, рыжая и т. д. «Сосчитай». Ребенок считает от 1 до 5 игрушку, которую найдет в песке. Например, один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов. Будем мы зверей искать По аналогии проводятся и другие речевые игры: «Один-много», «Назови ласково», «Придумай загадку», «Назови одним словом», «Четвертый лишний» и др. «Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку. По аналогии проводятся и другие речевые игры: «Слова-родственники», «Назови овощи (фрукты)» и др. «Шаги» - произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком по песку. «Найди игрушки» - логопед закапывает в песок игрушки со звуком Л: лошадку, куклу, ложку, слона, так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку найти игрушки и назвать их. Спросить, какой звук слышится во всех словах. Предложить составить предложение с каждой игрушкой. «В поисках клада». Этот сказочный песок Дети ищут в песке картинки, предметы. И проговаривают: « Я нашел кошку….» «Подружки» Игра на дифференциацию звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум подружкам: Маше – подарки со звуком [ш], а Соне - подарки, со звуком [с]. Подарки откапать из песка. Аналогично проводятся игры на дифференциацию других звуков. «Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук. «Звуковая схема» Дети выкладывают на песке звуковые схемы из цветных камешков (синие, зелёные, красные), выполняют звуко-буквенный анализ слов. «Сколько слогов?» Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, обозначающих слоги, а затем по их количеству придумывает слово. С помощью различных игрушек, на песке дети сочиняют сказку, пересказывают или инсценируют ее. «Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы. «Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук. «Составь слово». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти, назвать все буквы и составить из них слово. В своей работе я отметила, что использование кинетического песка дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Они чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата. Кинетический песок в своей работе может применять любой педагог, когда возникает вопрос взаимодействия с детьми, требующими особого внимания. Это актуально при организации инклюзивного образования. Пивоварчук Ольга Сергеевна
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены