РАЗРАБОТКИ
|
Приёмы работы по формированию представлений об исторических деятелях у умственно отсталых обучающихся на уроках иcтории«Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира» выделено как одна из особых образовательных потребностей в общих положениях принятого «Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью». Одной из значимой в данном контексте учебной дисциплиной является история. В содержании Адаптированной Основной Образовательной Программы учебный курс «История Отечества» входит в предметную область «Человек и общество», изучается в 7-9 классах. Основной задачей реализации содержания курса является формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству. Реализация образовательных и воспитательных задач курса истории способствует формированию мировоззрения обучающихся. Их взгляды и убеждения, которые оказываются сформированными за годы обучения в школе, в частности, на уроках истории, помогут ученикам правильно оценивать свои и чужие поступки, события, происходящие в России и мире, что в конечном итоге будет способствовать их успешной интеграции и адаптации в современном обществе. В то же время в процессе обучения детей с лёгкой степенью умственной отсталости обнаруживаются крайне бедные, ограниченные, неточные и часто искажённые представления о выдающихся людях, которые оказали значительное влияние на ход истории. Умственно отсталые обучающиеся затрудняются ориентироваться в историческом времени, устанавливать последовательность правления русских князей и царей, а также высказывать и аргументировать собственную позицию на деятельность исторической личности. Несмотря на то, что в работах отечественных дефектологов, так или иначе, затрагивается проблема формирования правильных представлений об исторических личностях, обнаруживается недостаток методических материалов для выполнения данных требований в педагогической практике. Предложенные в статье приёмы работы направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, коррекцию психических процессов, формирование полных и верных представлений об исторических деятелях у данной категории детей. Приём «Да-нетка». В соответствии с темой урока учитель загадывает имя исторического деятеля. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да и нет». Если вопрос задаётся некорректно или требует другого ответа, учитель может отказаться от ответа заранее установленным жестом. Для отработки умения задавать вопросы и отвечать на них на уроке можно использовать приём «Интервью». Правила: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его; ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику. Тему интервью задаёт учитель. Например, в ходе интервью о каком-нибудь историческом герое или событии, учащиеся могут актуализировать имеющиеся у них знания. Для развития монологической речи также возможно использование игровых приёмов. Приём «Кто я?». Учащийся, загадывая историческую личность, рассказывает о ней от первого лица. Загаданным персонажем может выступать реально существовавшее лицо (князь, император, путешественник, руководитель восстания, полководец) или вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи (крестьянин, помещик, дружинник, купец). Приём «Портреты в музее». На доску вывешиваются портреты знаменитых россиян. Один из учеников – «экскурсовод» рассказывает о каком-либо историческом деятеле, не указывая на его портрет. Остальные должны угадать задуманный персонаж и показать его портрет. Эти приёмы способствуют осознанному воспроизведению изученного материала о событиях и людях прошлого, развивают связную устную речь обучающихся, повышают их учебную мотивацию. С целью создания у обучающихся правильных исторических представлений и лучшего усвоения изученного материала применимы следующие приёмы работы. 1) Приём «Исторические цепочки». Учащимся предлагается на доске «собрать цепочки», соединив стрелками имя исторического деятеля с нужной датой и местом. 2) Приём «Путаница». Учитель пишет имена исторических деятелей, намеренно перепутав их прозвища или фамилии. Обучающиеся должны назвать имена правильно. Например:
3) Приём «Третий лишний». В каждой тройке имён исторических персонажей учитель предлагает выбрать лишнее имя и аргументировать свой выбор. Например:
4) Приём «Обобщи». Учитель заранее объясняет, что значит «обобщить», т.е. назвать одним словом. Например:
5) Приём «Цветная лента». На доске учителем записываются в столбик имена исторических деятелей. Рядом вывешивается цветная лента, где каждому имени соответствует определённый цвет. У учащихся «цветные блокноты», на листах которых наклеены те цвета, которые присутствуют на «ленте». Учитель сообщает какой-либо факт о персонаже, ученики показывают цветом человека, о котором идёт речь. Данный приём позволяет одновременно увидеть работу всего класса, выявить тех обучающихся, у кого имеются «пробелы» в знаниях материала. 6) Приём «Голоса из прошлого». Обучающиеся по очереди вытягивают карточки, на которых записаны высказывания исторических личностей, называют имена тех, кому принадлежат данные слова. Например:
7) Приём «Исторические загадки». Обучающиеся по очереди вытягивают карточки, на которых написаны загадки об исторических персонажах, называют полное имя исторической личности. Например: 8) Близок к данному приём «Биографические задачи». Обучающиеся также по очереди вытягивают карточки, на которых записаны краткие сведения об исторических персонажах, называют полное имя исторической личности. Например: 9) Приём «Бюро находок». Учитель объявляет об открытии бюро находок, в котором все находки связаны со знаменитыми в отечественной истории людьми. Обучающимся предлагается по находке определить «хозяина» вещи. Например:
10) Приём «Лови ошибку». Вариантов данного приёма много. При устной работе обучающимся можно предложить в качестве физкульминутки. Учитель формулирует простое предложение о каком-либо историческом персонаже, при этом заранее договорившись с учениками, как они будут сигналить о верных и неверных высказываниях (например: верно – хлопнули раз в ладоши, неверно - присели). При письменной работе ученик получает карточку с несколькими предложениями, в которых учитель заведомо делает ошибки. Ученик исправляет ошибки, вычёркивая неверную информацию и вписывая верную. Например: В 1613 году началось правление новой царской династии Романовых, а первым царём стал шестнадцатилетний Алексей Романов. 11) Приём «Два столбика». Учащимся даются два имени исторических персонажей и колонка слов, так или иначе относящихся к именам. Ученики стрелками должны распределить слова на два столбика. 12) Приём «Правильная последовательность» помогает учащимся закрепить в памяти порядок, например, княжения в Киевской Руси. Учитель просит расположить имена князей в нужной последовательности. 13) Приём «Допиши недостающее». Обучающимся даются предложения с пропусками, на месте которых нужно дописать недостающую информацию. Например: 12 апреля ………. года Юрий ……………. ……………. совершил первый полёт в …………….. . Обучающимся с лёгкой степенью умственной отсталости возможно предложить работу с историческими документами. С целью лучшего понимания текста документа учителю следует тщательно подходить к отбору данного материала. Тексты должны быть небольшими по объёму, количество незнакомых слов небольшим. В процессе изучения документа обязательно проводится словарная работа. Тексты исторических документов соотносятся с событиями прошлого и именами исторических персонажей. На уроках обобщения в целях формирования представлений об исторических деятелях также широко применимы различные командные игры («Знатоки истории», «Интеллектуальное казино», «Исторический куб» и т.д.), а также тематические исторические кроссворды и другой занимательный материал.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены