РАЗРАБОТКИ
|
Формирование духовных ориентиров личности на уроках истории и во внеурочное времяГосударственное бюджетное профессиональное Отечественные историки и социологи отмечают, что за последние 30 лет коллективная память о прошлом в России претерпела глубокие изменения. Указом Президента от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно – нравственных ценностей» была поставлена задача сохранения и укрепления традиционных ценностей как основы российского общества. Свою задачу учителя вижу, как необходимость идти впереди времени, обеспечивая связь поколений. Ради выполнения этой задачи в конце 90-х было создано патриотическое объединение «Родина». Наше содружество патриотов в основе своей деятельности осуществляет программу «Мы – граждане Росси» до 2025 года. С распадом Советского Союза прекратило существование государство как формы правления. А люди, носители традиций, остались. Да, для них это была трагедия вдвойне – они лишились государственной поддержки и гаранта незыблемости их духовных ценностей. Вот почему возрождение новой России начиналось не с нулевого цикла. История страны – это история российских семей. Самых активных представителей разных профессий и разный возраст объединяет гражданская ответственность, стремление стать профессионалом и неравнодушное отношение к Отечеству. Для многих ребят знакомство с идеями патриотизма начиналось в учебном заведении. Здесь они включались в работу по сбору информации об истории своей семьи, малой родины и России. Так, в результате исследовательской работы рождались проекты для ежегодного участия в муниципальных краеведческих конференциях «Мицулёвские чтения». Одним из ярких примеров стала совместная работа Любови Коноваловой со своей бабушкой: «Война для меня – это…». Примечательно откровение студентки: «А ведь наш разговор мог бы и не состояться. Я могла бы не успеть». Несломленное поколение, хранившее генетическую память победителей, открыло внукам свою духовность. Различные формы работы: исследования, информационные часы и дискуссионные площадки обеспечивают единство образовательного и воспитательного пространства. Новгородцам удалось построить такое общество, за которое они без колебаний веками отдавали жизни на полях сражений. Если русские в Великом Новгороде чувствовали себя так комфортно, то значит стоит изучать новгородский феномен. С раннего возраста своих детей новгородцы вкладывали в их души идеалы служения Святой Софии и Господину Великому Новгороду. Новгородцы постоянно прославляли своих героев и на их примерах воспитывали своих юношей. Слава героев снисходила на весь их род и вдохновляла потомков на ещё более славные подвиги. Мощь Новгородской республики покоилась на высоком национальном чувстве новгородцев и их глубокой национальной вере. Закваска национального характера была столь крепкой, что после падения республики жители Новгорода своими нравами ещё долго выделялись среди других российских этнических групп. Вывод, который сделали участники мероприятия: Патриотизм как национальная идея не был военной составляющей защитников земли, он пронизывал все сферы жизни. Патриотизм был образом жизни, традицией, передаваемой по наследству. Сегодня государство активно включается в проблему возрождения гражданской идентичности. Новые проекты: «Разговоры о важном», «Россия – моя история» работают на патриотизм и гражданскую идентичность. Для учителя – это огромная возможность вести диалог с молодёжью, используя богатый материал межпредметных связей и разнообразный методический инструментарий. 32 часа элективного курса просто необходимы. Дополнительное время, когда мы можем сконцентрировать свои знания и сделать мощный акцент на сопричастности личной истории с историей Отечества. Тему «Становление гражданско – патриотической идентичности» из элективного курса можно изучить, применяя нестандартную методику. Так как в разговорах о важном мы определили подвиг русского народа и тех, кто поднял его, появилась возможность провести занятие в форме эссе. Именно в экстремальных ситуациях человек сбрасывает маску и проявляет истинные черты характера. Так, обычный, ничем не отличающийся от всех, Андрей, отвоевавший 4 года, в конце войны решается на побег. Он не справился со своим эгоизмом. Спасая свою жизнь, он не задумался о последствиях. Предательство накладывает отпечаток на его душу, на всю его судьбу. Жизнь, которой он так дорожил, уже не мила ему: непрестанное нервное напряжение, душевные муки превращают его в загнанного зверя. Когда однажды Андрей услышал волчий вой, он попробовал ответить ему: «ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим». Сохранив свою жизнь, он умер духовно. Сделав недостойный выбор, Андрей убил в себе человека. Эта проблема встаёт перед мужчинами и сегодня, что делает повесть актуальной. Студенты делают выводы: Мужчина – это защитник. Горе для Родины – это горе и для него. Родина – это не только место где ты живёшь, тысячи километров земли. Это твой дом, люди, а среди них и твои близкие. Освободив себя от долга перед Отечеством, Андрей не может даже порог своего дома переступить, посмотреть в глаза людям и своим родителям. Победа, которой радовались все – это была не его победа. А значит и жизнь вокруг (за пределами зимовья, где он скрывался) – не его. Литература помогает понять душевные переживания человека, уровень его духовности. А данный пример позволяет понять чувства, противоположные патриотизму, единению человека с обществом. 5. Выводы. На основе исторического, литературного материала и современности, студенты делают вывод о необходимости консолидации общества и возрождения гражданской идентичности, то есть восприятия себя, как ответственного гражданина России. И вот теперь начинается самая кропотливая и значимая работа, которую выразил Сократ в своём девизе: «Познай самого себя». Работа продолжается на уроках обществознания: «Деятельность», «Общение», «Мораль и нравственность». В процессе дискуссии и аналитической работы с терминами обучающиеся определяют взаимную связь между государством, гражданской ответственностью и самореализацией личности. Процесс становления гражданина-патриота представляет собой целостную систему патриотического воспитания, сущностью которого является любовь к Родине:
Определяя мораль как сферу культуры, регулирующую при помощи норм поведение человека в труде, быте, семейных и государственных отношениях. Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в жизни. Недостаточно просто знать нормы морали: справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, мудрость. Важнее руководствоваться ими в жизни. Вывод, который выносим из этих уроков: Государство и личность нужны друг другу. Государству – интеллектуальные, нравственные граждане, осознанно отдающие Родине знания, талант, труд и творчество. А гражданам не обойтись без сильного государства, гаранта незыблемых ценностей. И, конечно, готовность встать на защиту этих ценностей и территориальной целостности. Чувство «мы», объединяющее человека с общностью, позволяет ему преодолеть страх и тревогу и ощущать себя более уверенно в новых социальных условиях. Так мы подготовились к дискуссионной площадке, вооружившись литературными, историческими примерами и волонтёрскими практиками. По инициативе патриотического объединения «Родина» студенты учебного заведения принимают активное участие в акциях доброй воли: «Посылка солдату», «Письмо защитнику Отечества». В качестве практикума проводим круглый стол «Пропала совесть» по произведению М.Е. Салтыкова – Щедрина. Рабочий материал для размышления Пропала совесть По М.Е. Салтыкову – Щедрину Пропала совесть. По-прежнему толпились люди на улицах и в театрах; то догоняли, то перегоняли друг друга. И никто не догадывался, что что чего – то вдруг стало недоставать, что в общем жизненном оркестре перестал играть какой – то инструмент. Вопросы. Литература 1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно – нравственных ценностей. 2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020 -2025 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2020. shtml.3. 3. И.А. Зимняя. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования) М.; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,2002.34с. 4. Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография. М.изд. РАГС 2007г.71с. 5. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html. 6. Сластенин В., Исаев И. Педагогика: Учебное пособие// [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/14.php. 7. Сущность воспитания // [Электронный ресурс] // (http://spb-tei.ru/2005/09/16/sushhnost-vospitanija.html.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены