РАЗРАБОТКИ
|
Здоровье — это возможность возможностей: использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознанияучитель истории и обществознания Педагогической опыт применения здоровьесберегающих технологий в ОО В наши дни проблема здоровьесбережения на уроке остается одной из самых актуальных, так как здоровье детей — это сохранение жизни и здоровья последующих поколений и от этого зависит освоение и усвоение учебных программ. Из Конвенции о правах ребенка и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что современное образование в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. ФЗ №-273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 41 охрана здоровья обучающихся включает в себя, например: организацию питания обучающихся, определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул, пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда. Современные дети, как правило, покидают школьную скамью и вступают во взрослую жизнь не только с багажом накопленных знаний, но и с грузом хронических заболеваний, здоровьесберегающие технологии особенно важны в образовательном процессе. Физически неблагополучный ребенок с трудом осваивает курс обучения. Свои проблемы он и его родители пытаются объяснить избыточными требованиями со стороны учителей. И действительно, характерная для современного урока информационная перегрузка обучающихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей. От учителя — основной фигуры педагогического процесса — в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии. Без сомнения, урок является основной формой организации обучения в школе. Здоровьесберегающие технологии на своих уроках может и должен применять каждый учитель. В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом: Здоровьесберегающая технология — это условия обучения ребенкав школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватностьметодик обучения и воспитания); рациональная организация учебногопроцесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальнымиособенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательныйрежим (В.Д. Сонькин). Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров О.В. понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В любом случае, термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:
К воздействию на физическое здоровье во время урока истории относится, прежде всего сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует соблюдение ряда правил:
В.Ф.Базарный считает, что через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: «Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе». Традиционными здоровьесберегающими средствами в моей работе стали физкультурные минутки. Но, при этом необходимо сделать физическую разминку так, чтобы ребенок получил положительные эмоции и не выполнял ее как «простое развлечение».Ведь эмоциональная составляющая на уроке является важным компонентом здоровьесберегающих технологий. В своей гуманно-личностной педагогике Ш.А. Амонашвили говорит о взаимопомощи, сопереживании, уважении к личности, как к основе совместной работы учителя и детей. Физкультминутка на уроке истории должна отличаться от физкультминутки на любом другом уроке, поэтому целесообразно сделать ее «исторической». Подобрать «свой» текст под каждую тему. Хотелось бы привести примеры нескольких физкультминуток на уроках истории. Примеры физкультминуток на уроках истории: Учитель называет термины и просит детей – встать-сесть (встать, если термин относится к Древнему Египту, а сесть, если к другой стране древнего мира). Историческая почта. На карточках написаны названия племен Древней Руси. Учащиеся должны разнести карточки в конверты. Например: карточки с названиями племен в соответствующие территории их расселения. Конверты приклеены к доске с названиями территорий. Во избежание усталости обучающихся, следует чередовать различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху обучающихся. Необходимо организовывать выполнение разноуровневых заданий, индивидуально дозируя объём учебной нагрузки. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке. На уроках применяются презентации, видеоматериалы, это позволяет преподнести тему наглядно, стимулирует познавательный интерес обучающихся. Безусловно, применение на уроках ИКТ «дозированное». С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения путем корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для обучающихся, так как они являются здоровьеразрушающими. Если обучающийся спокоен и уверен в себе, если он уходит с занятия довольным, можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, так как положительные эмоции снижают утомление, вызванное учебным процессом. Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиск решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда обучающиеся двигаются, пересаживаются во время занятияи, как правило с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Примеры игровых моментов на уроках истории и обществознания Ролевая игра «Демократические выборы» на уроке обществознания 11 класс, урок изучения новой темы.Учащимся заранее предлагается подготовиться к игре, выбрав роли, кандидатов, подготовить предвыборные программы, комиссию, необходимые атрибуты. Особую симпатию у обучающихся 5-7 классов вызывает игра Что? Где? Когда? На данном занятии используются средства ИКТ, ребята разделяются на три команды, выбирают капитана команды и зарабатывают баллы для получения отметок, урок проводится в форме повторения. Групповая игра «Домино», в ходе которой ребятам предлагается сложить дату и событие, урок- повторения ранее изученного материала. В данный промежуток времениобучающиеся находятся в движении, на доске находятся подсказки, ребенок свободно может подойти к доске для их просмотра. С целью пропаганды здорового образа жизни, на уроках обществознания при изучении глобальных проблем человечества, обучающиеся понимают, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений (табакокурение и употребление спиртных напитков беременными женщинами и кормящими матерями, бездумная абортизация в юности). Главной задачей учителя должна стать необходимость обоснованно и доказательно показать обучающимся важность бережного отношения к самому себе. Без сомнения, на уроках здоровьесберегающий компонент необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации. От фантазии самого учителя зависит, как сделать этот процесс на уроке не только полезным, но и занимательным. Я уверена, что данную тему я рассмотрела достаточно полно, если в процессе работы появятся новые потребности и запросы от обучающихся, я усовершенствую практическую часть. Список литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены