РАЗРАБОТКИ
|
Использование здоровьесберегающих технологий в преподавании обществоведческих дисциплин.Успешная личность – это прежде всего здоровый человек. Здоровье человека - тема достаточно актуальная во все времена, а в 21 веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками 20-30 лет назад. По современным представлениям целостное здоровье человека имеет 3-и составляющие: 1. Физическое здоровье ( здоровье тела, его резерв); 2. Психоэмоциональное здоровье ( состояние внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевых качеств); 3. Нравственное здоровье( система ценностей и мотивов поведения человека). Для формирования, сохранения, укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегательных технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важные характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье детей. Чем крепче здоровье ученика, тем продуктивнее обучение, тем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Главными задачами современной школы являются:
Знания по сохранению и развитию здоровья детей являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя , который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий , чтобы иметь возможность выбирать те, которые обеспечат в данных условиях успех конкретного обучающегося. Цель здоровьесберегающей педагогики- обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его знаниями, умениями, навыками, необходимыми для ведения здорового образа жизни . Конечно, здоровьесберегающие технологии не могут выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия , одной из важных задач , связанных с достижением главной цели. Вот эти секреты:
Здоровьесберегательные технологии предполагают совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Программа здоровьесбережения в школе включает 7 основных модулей:
Если целью любой педагогической технологии является достижение определенного образовательного результата в обучении, воспитании ,развитии, то здоровьесбережение выступает условием, одной из задач по достижению главной цели, а, следовательно, любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. В компетенции каждого учителя находится распределение объема учебной нагрузки по предмету и его соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника, организационно- педагогические условия проведения урока( плотность, чередование видов деятельности, динамические паузы, учет психологического климата в классе, стиль педагогического общения, характер и формы проведения контроля знаний, индивидуальный подход к ученикам, степень ограничений в свободе естественного поведения обучающихся на уроке, соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения обучающихся, сохранения их здоровья. Я стараюсь проводить свои уроки истории и обществознания с учетом следующих показателей: На уроках обществознания я создаю условия , которые способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Используя в своей педагогической деятельности различные образовательные технологии ( технологию личностно- ориентированного обучения, технологию развивающего обучения, технологию диалогового обучения, компьютерные технологии, игровые технологии, педагогику сотрудничества), я стараюсь учитывать здоровьесберегающую составляющую каждой из них. Все они обладают значительным ресурсом для сохранения и укрепления здоровья школьников в процессе обучения, т. к. позволяют проводить уроки с учетом физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей обучающихся. Нет какой- то единой уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса и относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации конкретной педагогической технологии решается задача сохранения здоровья обучающихся. Чтобы избежать монотонности на уроках и дать возможность обучающимся творчески проявит себя, использую игровые технологии в старших классах. Повестка дня( обсуждаемые вопросы):
После обсуждения вопросов все голосуют и принимают или отклоняют внесенное предложение. Итоги игры: выделяются наиболее активные участники, выступление которых решающим образом повлияло на исход голосования. Опыт показал, что самым трудным для школьников является отождествление себя с представителями того или иного идейного течения и умение с этих позиций вести дискуссию, а не со своих собственных. Игровые технологии позволяют сделать изучение темы урока интереснее и значимее, обучающиеся учатся формулировать свои мысли, аргументировать свою позицию, делать выбор, работать в команде, быть творчески активным. С позиции здоровьесбережения на таких уроках происходит чередование видов учебной деятельности ( чтение, выступление, слушание, ответы на вопросы), чередование поз обучающихся, наличие эмоциональных разрядок, использование учителем методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения, спокойное завершение урока и подведение итогов. На подобных уроках максимально проявляют себя обучающиеся с высоким интеллектуальным уровнем, работоспособностью, сильным типом нервной системы. Уместна в старших классах технология личностно- ориентированного обучения. Эффективной формой работы являются семинарские занятия в целях углубления знаний по отдельным вопросам, формирования навыков самообразования. Так как заранее оговаривается круг обсуждаемых вопросов, то ученики в домашних условиях имеют возможность достаточно подготовиться в удобных для них режиме и условиях работы, заняться поиском интересных для них фактов, выбрать удобную форму выступления. Например: тема семинара в 10 классе « Природа человека». Вопросы:
Так как выступления подготовят как правило сильные и ответственные ученики, то я заранее прошу их по своему материалу подготовить несколько вопросов слушателям, чтобы активизировать слабых учеников на занятии. Комбинированные уроки по обществознанию я успешно провожу с опорой на учебник Л. Н. Боголюбова « Обществознание»,в котором к каждому параграфу есть задания, вопросы, документы, термины, темы для эссе или устного обсуждения, что состветствует требованиям здоровьесбережения. На своих уроках я в старших классах я провожу динамические паузы. Так игра « Аплодисменты» дает положительный эмоциональный настрой ребятам и позволяет сохранить работоспособность до конца урока. Эту физминутку необходимо проводить через 15-20 минут с начала урока в течении 3-4-минут. Таким образом, я стараюсь на своих уроках создавать условия , которые способствуют сохранению здоровья детей. Во избежании усталости, переутомления чередую различные виды учебной деятельности, позы обучающих, дозирую объем учебного материала и домашнего задания, даю разноуровневые задания, используя материалы ЕГЭ по обществознанию. Многие темы обществоведческого курса пропагандируют здоровый образ жизни: « отклоняющееся поведение», «Семейное право», « свобода и ответственность» и другие. Они учат понимать и контролировать свое поведение, приобщают к культуре здоровья содержанием учебного материала. На уроки я приглашаю школьного психолога, социального педагога, медицинского работника, которые помогают формировать представление обучающихся о здоровье и здоровом образе жизни. Ведь здоровье - это самое главное для человека.( тема «Человек»). Успешно использую метод проектов, который позволяет найти баланс между теоретическими знаниями и практическими умениями. Каковы же здоровьесберегающие возможности этого метода?
В настоящее время к здоровьесберегающим технологиям относятся те , которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности школьников, обучении на оптимальном уровне сложности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально-благоприятной атмосферы на уроке, положительной мотивации к учебе, на культивировании у обучающихся знаний по вопросам здоровья. Игра « Аплодисменты» Инструкция: ведущий называет определенную группу людей. Те, кто относят себя к названной группе , встают. Остальные участники им аплодируют. - Встаньте те, кто считает себя представителем женской половины общества. Аплодисменты. - Встаньте те, кто отдает предпочтение короткой стрижке. Аплодисменты. - Встаньте те, кто любит просыпаться рано. Аплодисменты. - Встаньте те, КТО ВЧЕРА ЛЕГ СПАТЬ ЗАПОЛНОЧЬ. Аплодисменты. - Встаньте те, кого родители привезли в школу на машине. Аплодисменты. - Встаньте те, кто приехал в школу на автобусе. Аплодисменты. - Встаньте те, кто пришел в школу пешком. Аплодисменты. - Встаньте те, кто хотел бы быть побогаче. Аплодисменты. - Встаньте те, кто уважает чужие интересы. Аплодисменты. - Встаньте те, кто уважает только свои интересы. Аплодисменты. и т. д. Обсуждение игры:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены