РАЗРАБОТКИ
|
Применение опорных конспектов на уроках истории и обществознанияОбоснование актуальности Сейчас, как и много лет назад, перед педагогами стоят задачи: дать детям не только знания в пределах школьной программы, но и научить детей мыслить, выражать свою мысль; помочь развиться разносторонне интересующейся личности, не стать узконаправленным индивидуумом, так сказать научить человека не быть только «физиком» или «лириком»: Для этого должен быть изменен способ обучения. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе. Процесс усвоения знаний состоит из разных этапов. Методы обучения в современной школе призваны руководить формированием этих этапов и переходами от одного к другому. Новые стандарты образования подчеркивают особую значимость духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности. Как развить у ребенка потребность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определение понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Опорные конспекты, как одна из форм работы на уроках, являются хорошим помощником в достижении этих задач. В процессе использования опорных планов-конспектов на уроках истории и обществознания происходит и лучшее усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности учащихся. Работа учителя и ученика над опорным планом-конспектом дает широкий простор деятельности: это и применение ИКТ, и решение проблемной задачи, и исследование, и создание мини-проекта и т.д. Условия формирования опыта Опыт работы в качестве учителя истории и обществознания на протяжении 8 лет показал, что при изучении какой-либо темы урока ученики испытывают определенные трудности: не могут усвоить большое количество информации, затрудняются дать определение того или иного исторического события, термина, не могут запомнить исторических деятелей, последовательность событий и т.д. Причин много: общее снижение мотивации к обучению, к чтению книг, изменение интересов учащихся под влиянием СМИ, интернета и т.д. Видя такую ситуацию, я пришла к выводу, что нужно отходить от старых методов обучения. Эти методы детям уже не интересны. В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Сегодня перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы, я считаю, является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов. Данная методика позволяет включать в работу все стороны механической и логической памяти. Ученик видит, слышит и проговаривает материал опорного конспекта за учителем или сильным учеником (один из приёмов техники — показательный ответ) в той же последовательности, форме, объёме, как вслух, так и «про себя», включая первую сигнальную систему (зрение), а затем довольно скоро в работу включается вторая сигнальная система (память, мышление). Для слабого ученика устраняется такая проблема, как запоминание последовательности рассуждения при ответе, потому что именно опорный конспект служит подспорьем в запоминании большого объёма теории, придаёт уверенность в своих силах, что, в свою очередь, позволяет после нескольких хороших ответов у доски вводить элементы импровизации (другие примеры, дополнительные факты, сопоставления и сравнения). Для сильного же ученика — это основа для усиления координации зрительной, слуховой и моторной памяти, а главное — подсказка для неординарного умозаключения, для работы на уровне мышления. Объяснение нового материала на основе опорного конспекта позволяет постоянно концентрировать и удерживать внимание учеников, причём без особых усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика, а возврат к элементам опорного конспекта в сжатом и развёрнутом виде усиливает зрительно-словесную связь. Одним из направлений моей деятельности является разработка и использование опорных планов-конспектов на уроках истории и обществознания. Данные технологии позволяют развивать у учащихся:
Я считаю, что метод составления опорного конспекта – это эффективное педагогическое средство современной школы. Теоретическая база опыта Каким же образом строится учебный процесс при использовании данной методики? Материал темы делится на блоки, имеющие смысловую и логическую завершенность, по каждому блоку составляется опорный конспект. При изучении войны или революции опорный конспект представляет собой лист с датами, определениями, основными событиями и основными участниками (страны или партии, например). Необходимость конспектов (схем, сигналов) обусловлена тем, что в каждом классе занимаются ребята с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала. Виды опор могут быть разными, но общий принцип, сформулированный педагогами-новаторами, таков: «…Поскольку в каждом классе занимаются дети с очень разными способностями и поскольку мы отвергаем деление детей по способностям, дифференциацию детей даже на уровне помощи или заданий («тебе задача потруднее, а тебе полегче»), поскольку мы в принципе против дополнительных занятий, особенно с маленькими детьми, — словом, поскольку мы против всего, что может вызывать у ребёнка подозрение, не считают ли его второсортным, — мы все, порознь экспериментируя, пришли к одной и той же идее опоры: опорный сигнал у В.Ф. Шаталова, схемы у С.Н. Лысенковой, зримая модель поведения в методике творческого воспитания И.П. Иванова, опорная деталь у Е.Н.Ильина, певческий алгоритм в методике Д.Е. Огороднова. Что такое опорные конспекты Опорные конспекты содержат максимально сконцентрированную необходимую информацию. Работа с ними выполняет систематизирующую и наглядную функцию. Можно применять несколько вариантов организации работы с опорными конспектами, схемами:
Но для глубокого освоения эта работа должна сопровождаться изучением материала учебника, дополнительной литературы, решением тестов и проблемных задач. Конспект (от лат. conspectus — обзор) — письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид. В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации выделяют самое важное и необходимое, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые Техника составления конспекта Необходимо просмотреть материал, выявить особенности текста, его характер, понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины, снова прочитать текст и тщательно проанализировать его. Такая работа с материалом даст возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке. Обозначить основные мысли текста, они называются тезисами. Их можно записывать как угодно — цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль) либо своим собственным способом. При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:
Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний. При изучении темы «Познание» по обществознанию в 10 классе, целесообразнее составить опорный план в виде опорной схемы. Так как данная тема является сложной, то опорная схема поможет ученикам систематизировать виды, формы и методы познания, что способствует лучшему усвоению материала, и развитию мыслительной деятельности учащихся. Схему можно дополнить объяснением терминов. Анализ результативности Опорные планы-конспекты решают самую сложную из педагогических проблем массового обучения: они позволяют проверять домашнюю работу ученика в свернутом виде. Каждый ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят. Каким же образом изменился учебный процесс при использовании данной методики?
Опыт работы со слабоуспевающими учащимися показал, что технология создания и использования опорных планов-конспектов на уроках истории и обществознания позволяет лучше усваивать материал урока. Трудности в и проблемы при использовании данного опыта При работе над технологией создания и использования опорных планов-конспектов на уроках истории и обществознания я столкнулась с рядом проблем:
Только правильно организованная работа на уроке и вне его окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены