РАЗРАБОТКИ
|
Коррекционный потенциал музыкальных занятий с использованием авторской песни в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи«Живя в современном обществе очень важно донести до каждого человека, взывая к его толерантности и общей культурности, что любому ребёнку нужно дать возможность развиваться, помочь увидеть его внутренний мир, раскрыть его потенциал и имеющиеся способности, так как современный мир имеет для этого много возможностей – нужно только этого захотеть! Деятельность учителя музыки в школе: проведение уроков музыки, коррекционных занятий по логопедической ритмике, подготовка и участие в концертах и конкурсах, проведение факультативных занятий «Хор» (6 - 10-е классы), «В мире музыки» (2 – 5-е классы), «Вокальный ансамбль» (3 – 5-е классы). Учащиеся активно разучивают современные авторские песни белорусских композиторов и песни Евгении Шкелёнок (Песни о школе №18», «Песни о Заводском районе», «Этот новый мир – моя Беларусь», «Сiмвал роднай зямлi», «Ангел мира» и др.), написанные доступным для них языком, патриотической направленности. Дети с удовольствием исполняют песни на уроках, музыкальных занятиях, на концертах, фестивалях и конкурсах, посвящённых юбилейным датам города Минска, Заводского района г.Минска, Дню учителя, Дню матери, 8 марта, на отчётных творческих родительских конференциях, концертах, посвящённых Международному Дню инвалидов, «Вясёлкавы карагод», «Аднолькавы_Я», «Таланты чистых сердец». Взаимодействуя с учителями школы на МО начальных классов я, как учитель музыки, помогаю им в музыкальном оформлении при организации первых уроков 1 сентября, посвященных нашей любимой столице, а также при проведении творческих конкурсов среди учителей Заводского района - лучший учитель, классный руководитель и других конкурсов, при проведении итоговых родительских конференций с концертной программой, городских семинаров на базе нашей школы, республиканских семинаров Академии последипломного образования. Так, широко используются учителями школы "Песня о Заводском районе г.Минска", "Песня о школе №18" (слова и музыка Е.Шкелёнок), ставшие визитной карточкой школы и отмеченные руководителями Управления образования Заводского района для дальнейшего использования на важных мероприятиях. Роль уроков музыки, факультативных занятий, логопедической ритмики в коррекционно-педагогической работе:
Цель музыкальных и факультативных занятий: развитие интереса к музыкальному искусству как явлению культуры Задачи:
Специфика моей деятельности в школе проявляется в том, что музыкальные занятия и уроки построены на органическом сочетании коррекционно-развивающего обучения и творчества, используя свои авторские песни и пьесы и современные песни белорусских авторов, а также методы и приёмы работы, способствующие формированию у учащихся основных ключевых компетенций, в которых они особо нуждаются. Ведущей идеей, которая определяет актуальность и практическую результативность в моей работе, является активное использование нового репертуара, доступного для качественного исполнения детям с тяжёлыми нарушениями речи, аутистическими проявлениями и другими особенностями в развитии, способствующих разностороннему развитию учащихся, коррекции просодической стороны речи в момент разучивания и исполнения, а также развитию их музыкально-творческих способностей, в частности музыкального мышления, памяти, слуха, чистого интонирования, ритмической структуры речи у учащихся с речевой патологией. Концертная деятельность учителя и учащихся в рамках реализации Концепции развития инклюзивного образования лиц с ОПФР (в перспективе на 2016 – 2020 годы):
Музыка выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые потребности, обеспечивает формирование музыкальной культуры и развитие музыкальных способностей, корригирует отклонения в познавательной, эмоционально-волевой сферах, создает условия для успешной социальной адаптации, способствуя реализации Концепции инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в процессе включения их в совместную социокультурную деятельность. В процессе музыкальных занятиях и в концертной деятельности у учащихся происходит формирование коммуникативной компетенции – одной из приоритетных и ключевых в рамках коррекционно-педагогической работы, реализуя деятельностный подход в образовании. Назначение и перспектива моего опыта работы проявляется в рекомендациях к использованию учителями музыки учреждений общего среднего и специального образования, руководителями вокальных студий, педагогами дополнительного образования, дефектологами, логопедами, используя методические рекомендации при проведении логоритмических и музыкальных занятий, уроков музыки, пользуясь современными произведениями в качестве популяризации белорусского искусства и воспитания духовно богатого, творческого и патриотического подрастающего поколения. Что такое логоритмика? Методические рекомендации по проведению занятий по логопедической ритмике Шкелёнок Е.М., учитель музыки высшей квалификационной категории ГУО «Специальная общеобразовательная школа №18 г.Минска для детей с тяжёлыми нарушениями речи» Логоритмика – это система двигательных упражнений положенных на музыку, в которых обогащенная двигательная лексика сочетается с ритмическим произнесением специально подобранного и эмоционально окрашенного речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление двигательных, речевых и сопутствующих нарушений путем коррекции, развития неречевых и речевых психофизических характеристик в ходе урока, в сопровождении музыки, адаптация деятельности ребенка к условиям эмоционально-образного восприятия, формирующего навыки самореализации. Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, она создает драматургическую основу. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание креативных и эмоционально - волевых качеств личности. Цель логоритмики: профилактика, преодоление и развитие речевых способностей и возможностей опорно-двигательного аппарата путем развития, воспитания, коррекции двигательной (микро, макро моторной) сферы в гармоничном единстве со словом, воображением, движением и музыкой. В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, зрительно-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, опорно-двигательного аппарата, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Если ребенок не говорит или говорит плохо - есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки, воображения и движения. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др., необходимо использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений и развитие речевого аппарата путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, воображением, движением и музыкой. Для специалистов практикующих логоритмику можно рекомендовать изучение теоретических основ, методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, разрабатывающих эту тему (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.) На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается двигательная и речевая техника. В системе логоритмической работы с детьми можно выделить два направления: воздействие на неречевые и речевые процессы. Содержание программы коррекционных занятий «Логопедическая ритмика» должно реализовывать следующие направления в работе с учащимися с тяжёлыми нарушениями речи и аутистическим нарушениями:
Приоритетным направлением в коррекционной работе по логопедической ритмике речи выступает формирование коммуникативной компетенции у учащихся с тяжелыми нарушениями. Основными задачами логоритмического воздействия являются:
К проведению логоритмического занятия, предъявляются определенные требования:
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Последовательность коррекционной работы варьируется в соответствии с характером речевых нарушений, наличием в классе детей с аутистическими нарушениями, учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировка повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками в групповых занятиях, оказывается целенаправленная индивидуальную помощь. Большое значение на логоритмических занятиях играет музыка в тщательно подобранных музыкальных темах, темпах и текстах. Имею большой музыкальный фонд логопедических песен, упражнений, включая свой авторский материал. Для занятий имеется в кабинете фортепиано, синтезатор, компьютер, детские шумовые музыкальные инструменты. Учащиеся выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, размером, темой и настроением в разном темпе. Учителем осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки. Речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики проводятся также под музыкальное сопровождение. Главной задачей театрализованных игр является ритмическое исполнение стихотворных текстов, согласованных с движениями. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все в комплексе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен, постановка хореографических движений, должны проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, важно помнить при этом, что логоритмика - это не урок, а коррекционное занятие, причём всегда должно проводиться в игровой форме в атмосфере повышенной эмоциональности! Это связано с заниженной мотивацией учащихся с тяжёлыми нарушениями речи и детей с аутистическими нарушениями. При работе над дыханием обращается особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни и стихотворные тексты, классические музыкальные произведения, мотивирующие образность мышления и эмоциональный настрой. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и пластических движениях, выражающих эмоциональную наполненность и тематические переживания, открытость дружеских отношений, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детском коллективе. В коммуникативных сценках, танцах и играх оценивается качество выполнения движений и их настроение, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре. Самым важным является координированная работа всех этих составляющих. Только при выполнении этих условий речь и движения обретут красоту, звучность и выразительность. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимодействие, слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Предпочтительно занятие с группой 6 – 8 человек. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно взаимодействовать. Необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Речевые упражнения, музыкальные и хореографические игры, динамические паузы и другие приемы логоритмики могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями, дефектологами и психологами на своих занятиях. Эти же упражнения и игры могут предлагаться родителям в качестве рекомендаций для закрепления в домашних условиях. Учитывая принципы систематичности и последовательности, разрабатываются перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которых является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной и эмоциональной координации. При составлении тематического плана выделяются следующие направления работы:
При разработке логоритмического занятия учитывают главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые и двигательные возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняются психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – залог успешной работы. Логопедическая ритмика, полезна всем детям имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого и психофизического развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка и его двигательных способностей вне зависимости от вида речевого нарушения и нарушения опорно-двигательного аппарата, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое. ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи и правильности движения! СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Автор:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены