РАЗРАБОТКИ
|
Влияние фонематических категорий на речевое развитие детей с ОНРПрокопенко С.Г. Учитель-логопед, ГБДОУ № 14 Петродворцового района Санкт-Петербурга Актуальность данной темы очевидна так, как коррекционное развитие включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку к школе, а детей с речевой патологией становится с каждым годом больше. Занимаясь вопросом о развитии фонематического восприятия я пришла к выводу, что готовность ребенка дифференцировать на слух фонемы родного языка должно формироваться задолго до поступления в школу. Признаком фонематического недоразвития у детей Каше Г.А., в книге «Исправление недостатков речи у дошкольников», называет незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. А Левина Р.Е. на основе психологического изучения детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Нарушение фонематического восприятия приводит к своеобразным искажениям слоговой структуры слова. Трудности различения на слух окончаний приводит к нарушению согласования и управления, к аграмматизмам в речи. Нечеткость слуховых образов форм слова приводит к тому, что у детей нарушается связь между грамматическим значением и формой слова, т.е. задерживается практическое овладение языковыми обобщениями. Сходстсво звукослогового состава слов приводит к их смешению, к ограничению объема словаря. Низкий уровень фонематического восприятия проявляется в следующем: 1. Нечеткое различие на слух фонем в собственной и чужой речи /в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких, свистящих - шипящих - аффрикат/. 2. Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. 3. Затруднения при анализе звукового состава слова, речи. Для углубленного обследования фонематического слуха я составила таблицу. В основу ее вошло следующее: весь звуко-слоговой материал разделен по трем уровням, в зависимости от его сложности: А, Б, В. Я считаю, что существует необходимость целеноправленных занятий по развитию фонематического слуха в дошкольном возрасте в связи с подготовкой детей с ТНР к школе. Мною предложена система поэтапного формирования фонематических функций. В основу методической разработки легли шесть этапов логопедического воздействия:
К каждому этапу работы я предлагаю систему игр и упражнений по развитию фонематических категорий.
Логопед учит различать звуки по твердости и мягкости. Контролируется не только правильность выполнения задания, но и требуется от детей четкой дикции, правильной артикуляции поставленных звуков, силы голоса. Постепенно я знакомлю детей с разными схемами, они придумывают слова, отбирают картинки, самостоятельно справляются с анализом и синтезом слова. Дети очень любят «диктанты», когда каждый ребенок с учетом его возможностей получает задание, например, в верхнем правом углу схемы, нарисуй предмет, название которого подходит к схеме или у детей картинки-надо нарисовать схему к названию картинки. Как заключительный этап, я знакомлю детей с «ребусами». Я предлагаю детям «прочитать» слово, которое «спряталось» в названии картинок. Надо запомнить от названия каждой картинки первый звук т назвать звуки в определенной последовательности. Очень детям нравятся игры: «Божья коровка», «Осьминожек». Также я разработала тематическое планирование по месяцам и неделям по коррекции фонематических категорий с учетом следующих разделов: непосредственной работы логопеда с детьми, взаимодействия с семьей (рекомендации) и создания речевой среды кабинета логопеда и групповой комнаты. Таким образом, система работы последовательного и систематизированного обучения по развитию фонематического восприятия, которую я предлагаю, позволяет решить многие проблемы, отвечает всем требованиям развивающего обучения. Кропотливый целенаправленный процесс дает положительный результат. Система игр и упражнений по развитию фонематического восприятия облегчает и ускоряет процесс обучения детей чтению, а следовательно повышается эффективность коррекционной работы. ЛИТЕРАТУРА
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены